Согласно переписи 1897 года в местечке Лоев проживало 4667 жителей, из них 2150 евреев. Здесь был 251 двор, 7 ветряных и две водяных мельницы, 24 магазина и торговые конторы, почтовая станция и волостное управление.
О том, что представлял собой Лоев на рубеже 19-20 веков, мы почерпнули информацию из воспоминаний лоевчанки Дарьи Михайловны Стащенко и материалов других авторов.
…Глухие грязные улицы с глубокими открытыми колодцами. Длинный и грязный базар с двумя рядами многочисленных магазинов, лавок и лавчонок, которые тянулись от пристани и почти до гребли.
Серые деревянные избы с соломенными крышами, такие же сараи. Гумно было неотъемлемым атрибутом старого Лоева. Узкие улочки с плетнями и глубокими огромными лужами, которые не высыхали все лето.
В населённом пункте было 2 больших церкви, 2 синагоги. Работали 2 маленькие начальные женские школы, находившиеся в крестьянских избах, и одно небольшое народное училище для мальчиков. Они назывались одноклассниками, но были с четырехлетним сроком обучения. В каждом из них было по четыре группы, но все ученики занимались одновременно в одной комнате и имели только одного учителя, который заведовал школой. Работало также 4-классное училище для мальчиков и девочек, куда на платное четырёхгодичное обучение принимались дети, закончившие начальную школу. Не многие крестьянские дети могли там учиться. Функционировала также еврейская национально-религиозная школа для мальчиков.
Лоев обслуживала одна маленькая больница с двумя фельдшерами и акушером.
Когда наступали вечерние сумерки и утром, на рассвете, по главной улице шел, громко кашляя, фонарщик с приставной лесенкой и бидоном в руке. Вечером он зажигал, а утром гасил керосиновые фонари, которые были только вдоль главной улицы. Остальные улицы не освещались.
В Лоеве были все атрибуты царского самодержавия: жандарм, становой пристав, урядник, судья — он же земский начальник. Функционировала полиция и острог, рядом с которым находилось волостное управление. Для купечества и ремесленников действовала мещанская управа.
В нашем городке в те годы размещалась почтовая станция, имеющая 12 лошадей и 5 почтовых экипажей. А в самом центре, на базарной площади, стоял памятник Александру ІІ (был снесён во время революции).
Как свидетельствуют данные статкомитета Министерства внутренних дел за 1886 год, из всех земельных угодий Речицкого уезда (993283 десятины), только 285929 десятин находилось у крестьян, а остальное принадлежало помещикам. Лучшими землями между Сожем и Днепром владел князь Паскевич, а на правом берегу Днепра — графиня Барановская и граф Ракитский.
Над Днепром, немного выше пристани, начинались владения помещиков Лащей, которые протянулись до Мохова и Козерог. Часть этой территории занимал лиственный лес. Перед революцией он был продан крестьянам на снос и распашку.
В начале 20 века в Лоеве действовали судостроительная верфь, завод по изготовлению охры, маслобойные заводы.
Трудно сказать, что именно привело к упадку еврейской общины Лоева — возможно, совокупность событий: пожар 1895 года, затем Первая мировая война, гражданская война 1918-1921 годов. К 1923 году в Лоеве осталось только 1170 евреев, а 15 июня была закрыта единственная синагога. Жалобы центральным органам на произвол местных властей не помогли, и евреи, особенно те, кто помоложе, стали покидать родное местечко. В 1926-м выходцы из Лоева основали в Джанкойском районее Крыма земледельческое товарищество «Вперед» (43 чел.)
А позже была Великая Отечественная война и героические сражения на берегу седого Днепра за каждую пядь земли…
Записала Людмила Кравцова, «ЛК».
3 мыслей о “Лоев на рубеже 20 века…”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Как нужно ненавидеть свою малую Родину, чтобы специально подбирать о ней сплошной негатив,писать и помещать в официозной районке, а затем и выставлять в Интернет на всеобщее обозрение своё бездарное творение? Странно, редакция находится в доме- памятнике местной архитектуры рубежа ХХ ст., но вы, видимо, этого не знаете.
Каждый кулик своё болото хвалит, а у вас тоска по хижинам.
Что, родной очаг? Хочется в него вернуться ?
Што найбольш выклікала Ваша абурэнне? Выкарыстаныя гістарычныя факты, якія захоўваюцца ў музеі бітвы за Днепр, або асабістая непрыязнасць да аўтара надрукаванага артыкулу? З якога часу гісторыкі даюць ацэнку творчасці журналіста, праз абразы яго работ, накшталт «бездарное творение»? Гісторыя нашага краю, як і любой іншай мясціны, складаецца не толькі з станоўчых прыкладаў… Але гэта не значыць, што людзі, якія рыхтуюць да друку гэтыя факты, каб новыя пакаленні жыхароў маглі параўнаць мінулае жыццё і сучаснае, ганьбяць сваю малую Радзіму.
Паважаная Людміла Аляксандраўна!Дзякую за адказ па беларуску. Не чакаў,бо мне казалі, што сярод супрацоўнікаў рэдакцыі няма такіх людзей, якія добра ведаюць нашу мову. Пагэтаму на беларускай мове ў ёй,звычайна,толькі назва і адрас. Што датычыць Вашага артыкула, я, прабачце, не магу назваць яго шэдэўрам. У ім наогул няма журналістыкі, а ёсць толькі тэндэнцыйна падабраныя факты. Мяне гэта абурыла, бо Лоеў у мінулым быў не толькі такім, якім яго бачыла ў 60-я гады Д. Сташчанка. Лоеў быў не горшым, а, магчыма, і лепшым, сярод правінцыйных гарадкоў Беларусі.
Прабачце, калі палічылі маю ацэнку Вашага артыкула за асабістую абразу, але давайце даказваць сваю правату справай. Жадаю посьпехаў.