23 января текущего года вступили в силу поправки в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Одним из новшеств в измененном документе является положение, предусматривающее ответственность за систематически направляемые необоснованные обращения. Какие из них относятся к необоснованным и когда обращение считается повторным?
За уточнениями и разъяснениями мы обратились к заведующему сектором по работе собращениями граждан и юридических лиц Лоевского райисполкома А.М. ПЕТРАЧЁВОЙ.
— Анжела Михайловна, прокомментируйте изменения и дополнения в действующий Закон.
— К сожалению, иногда приходится сталкиваться со случаями злоупотребления заявителями правом на обращения. Часто обращения бывают очень эмоциональными по форме, но и они требуют ответа, а в некоторых случаях и проведения проверок, которые, как правило, проводятся за счет средств госорганов и организаций, индивидуальных предпринимателей. В действующем Законе предусмотрено взыскание расходов, связанных с рассмотрением обращений. Однако с учетом корректировки, во-первых, уточняется понятие «систематически направляемые необоснованные обращения». Это когда человек три и более раз в течение одного года обращается в одну и ту же организацию по какому-то вопросу либо его обращение содержит заведомо ложные сведения. Во-вторых, конкретизируется содержание расходов, которые могут быть взысканы с заявителя в случае направления систематически необоснованных обращений. К ним отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы и расходы, связанные с выездом на место, за исключением оплаты рабочего времени — компенсировать его в денежном эквиваленте госорганы права не имеют. Потребовать компенсацию расходов можно только в судебном порядке.
— На какие еще изменения в Законе Вы хотели бы обратить внимание?
— Например, теперь его действие не будет распространяться на обращения из области взаимоотношений «работник — наниматель».
Ранее срок рассмотрения обращений исчислялся со дня регистрации обращения, а теперь будет считаться со следующего дня после его регистрации. Пятидневный срок, за время которого организация должна принять решение по обращению, не относящемуся к ее компетенции, будет исчисляться в рабочих днях.
Также в новом Законе предусматривается возможность прекратить переписку с заявителем, обращающимся в одну и ту же организацию, к компетенции которой рассмотрение таких обращений не относится. Кроме этого, из документа исключено положение, указывающее на необходимость рассмотрения обращения по существу, как обязательное условие прекращения переписки с заявителем, направляющим повторное обращение. Таким образом, при поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, его обращение остается без рассмотрения по существу и без уведомления об этом.
В новой редакции уточнены признаки анонимности. Такими будут признаваться не только обращения, в которых не указаны фамилия, инициалы, адрес места жительства, наименование юридического лица, но и обращения, содержащие данные о фамилии, инициалах, адресе, не соответствующие действительности.
— В документе уточнены вопросы, касающиеся личного приема граждан, их представителей и представителей юридических лиц?
— Законом определено, что должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, в случаях, предусмотренных Законом, могут отказать в личном приеме, записи на личный прием. Это позволит упростить процедуру организации и проведения личного приема. К примеру, в соответствии с поправками в Закон, если вопрос, с которым человек обратился, не относится к компетенции организации, разрешено отказывать ему в личном приеме.
— Прокомментируйте, пожалуйста, еще один важный момент — регулирование повторных обращений граждан.
— В соответствии с прежней редакцией Закона было неясно, можно ли признавать обращение повторным, если оно, например, переадресовано из одной организации в другую. Сейчас в соответствии с изменениями предлагается признавать повторным обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, в течение трех лет со дня поступления, если на первоначальное обращение заявителю был направлен ответ или уведомление.
—Электронная форма общения становится все популярнее. Есть ли дополнения или изменения здесь?
— В поправках к Закону указано, что ответы на электронные обращения направляются только в электронном виде. Письменные ответы на подобные обращения будут даваться в двух случаях: когда сам заявитель выразит желание направить ему и электронный, и письменный ответ либо, если указанный почтовый ящик недействителен или недоступен по техническим причинам.
— Иногда поступают идентичные обращения или дополнения к уже направленным ранее, если ответ заявителю еще не дан. Как они будут рассматриваться?
— Да, раньше оставалось неясным, требуется ли на каждое из таких обращений направлять ответ. Теперь Законом определено, что при подаче заявителем нескольких идентичных обращений или обращений, содержащих уточняющие или дополняющие документы до направления ответа на первоначальное обращение, на них может направляться общий ответ в сроки, установленные Законом, для рассмотрения первоначально поступившего документа. В данном случае указанные обращения учитываются как одно.
— Есть случаи, когда граждане направляют свои обращения в вышестоящие государственные органы, такие как Администрация Президента, Совет Министров, Комитет Государственного контроля Республики Беларусь либо Гомельский облисполком, минуя районную вертикаль, что значительно увеличивает время на рассмотрение обращений. В какую инстанцию необходимо обратиться, чтобы решение по волнующему вопросу было оперативно принято, либо даны соответствующие разъяснения?
— Согласно п. 2 ст. 10 Закона, обращения подаются в организации, индивидуальным предпринимателям, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в них.
В соответствии с п. 3 ст. 10 организации при поступлении письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти рабочих дней (напомню, ранее календарных) направляют документы для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок в порядке, установленном Законом; оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в их обращениях.
К примеру, часто в Администрацию Президента граждане направляют заявления по вопросам несогласия с решениями судов, помилования, выплаты алиментов либо жалобы на сотрудников правоохранительных органов и другие, для которых установлен иной порядок подачи и рассмотрения, не регламентируемый Законом. Естественно, они в течение пяти рабочих дней будут перенаправлены в организации согласно компетенции вопросов, что в свою очередь увеличит время их рассмотрения.
Кроме того, Указ Президента от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» определяет, что обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях, в других организациях, если вопросы, изложенные в них, относятся к их исключительной компетенции. Поэтому все обращения, отправленные в вышестоящие государственные органы, перенаправляются для рассмотрения в исполком либо в другую организацию по компетенции.
Зачастую граждане обращаются в вышестоящие госорганы, минуя районную вертикаль, с вопросами, на которые требуются ответы разъяснительного характера, либо они могли быть решены в местном исполкоме.
Конечно, у каждого из нас хоть раз в жизни случается повод пожаловаться в вышестоящие органы на должностное лицо, предприятие ЖКХ, строительную организацию… И чтобы получить быстрый, четкий, компетентный ответ и решение проблемы, нужно жаловаться правильно.
— Анжела Михайловна, как сделать работу с обращениями граждан более эффективной?
— Поступление обращений показывает на необходимость работы с населением, знание их проблем. Поэтому главная задача для руководителей учреждений, организаций и предприятий района, председателей сельских исполнительных комитетов — организовать разъяснительную работу по всем вопросам жизнедеятельности и действовать на упреждение поступления обращений в различные государственные органы. Начальникам подразделений райисполкома при рассмотрении обращений граждан, содержащих информацию о нарушении их прав и законных интересов, надлежит активнее принимать меры для устранения допущенных нарушений, держать вопросы на контроле до их полного рассмотрения. Тогда поводов для обращений будет меньше.
Добавлю, что в Лоевском райисполкоме работа с населением является одним из важнейших направлений деятельности. Она включает в себя умение оперативно и качественно реагировать на повседневные нужды и запросы людей. Поэтому вопросы, поступившие в райисполком, и качество их рассмотрения находятся под пристальным вниманием главы района Сергея Анатольевича Ткачука, и все чаще граждане нашего района направляют в исполком благодарности. Кроме того, дополнения и изменения в Закон, заложенные в нем механизмы, будут способствовать повышению качества в работе с обращениями граждан и юридических лиц.
Беседовала Светлана Моторная, «ЛК».