16 октября — дата, знаменательная для Лоева. 80 лет назад во время Великой Отечественной войны городской поселок и район были освобождены Красной армией от немецко-фашистских захватчиков. Об этом событии написано и рассказано очень многое, но и сегодня данная тема актуальна в обществе, чтобы память о битве за Днепр передавалась через поколения в целях недопущения искажения истории и реабилитации нацизма.
После разгрома под Сталинградом и на Курской дуге Гитлер, всё еще мечтавший о возвращении к Германии стратегической инициативы в противостоянии с СССР, в середине лета 1943 г. отдал своим войскам приказ прочно удерживать занимаемые ими позиции, а тыловым частям — немедленно приступить к сооружению мощной линии обороны вдоль реки Днепр под названием «Восточный вал». Главарь вермахта хвастливо утверждал, что скорее Днепр потечет обратно, чем русские возьмут «Восточный вал», но его надежды не оправдались.
В ходе битвы за Днепр силами пяти фронтов Красной армии, форсировавших реку на участке протяженностью 750 км от Лоева до Запорожья, на правом берегу было захвачено 23 плацдарма. Один из них — Лоевский, с которого пошло освобождение юго-восточных территорий Белоруссии. Начало этому было положено 27 сентября 1943 г., когда войска 61-й армии Центрального фронта вступили в бой с нацистами в районе Глушец — Деражичи.
81-я стрелковая дивизия форсировала Днепр около деревни Глушец, которая в ходе двухнедельных боев не раз переходила из рук в руки и почти полностью была сожжена. В ночь на 7 октября на правый берег переправился и пошел в наступление 3-й батальон 519-го стрелкового полка. Гитлеровцы яростно сопротивлялись, и для дальнейшего продвижения требовалось немедленно уничтожить огневую точку врага. Вызвался это сделать рядовой Георгий Майсурадзе, который с автоматом в руках ринулся на вражеский дзот. Но вдруг отказало оружие. «Тогда, — говорится в наградном листе, — Майсурадзе Г.В., презирая смерть, бросился на дзот врага и закрыл его амбразуру своим телом. Фашисты, не ожидая такого смелого поступка советского воина, растерялись. Наши бойцы воспользовались заминкой врага, пошли в решительную атаку, разгромили вражеский дзот и выбили гитлеровцев с занимаемых рубежей».
12 октября Глушец стал первым населенным пунктом района, освобожденным от оккупантов. За героизм и отвагу 21 воин 81-й стрелковой дивизии стал Героями Советского Союза, включая Майсурадзе, выжившего после тяжелого ранения.
Параллельно 65-я армия вела бои в междуречье Сожа и Днепра. 28 сентября ее части форсировали Сож в районе деревни Карповка. Но развить наступление не удалось, так как немцы перебросили сюда солдат из-под Гомеля. 6 октября командование Центрального фронта приняло решение о перегруппировке основных сил 65-й армии, которые в ночь на 9 октября сконцентрировались в районе Радуль — Лоев, чтобы здесь неожиданно для врага форсировать Днепр.
После усиленной пятидневной подготовки ранним утром 15 октября первыми вступили на правый берег разведчики сержанта Петра Пахомова, вслед за ними — бойцы под командованием капитана И.З. Кулешова. С невероятным упорством и под девизом «Выстоять, во что бы то ни стало!» советские солдаты карабкались на днепровские кручи, удерживая каждый клочок земли и прокладывая путь сослуживцам.
На участке Лоев — Каменка форсировал Днепр батальон 193-й стрелковой дивизии, которым командовал майор Владимир Нестеров. Перед батальоном была поставлена задача — овладеть высотой в пойме реки севернее острова Ховренков, являвшейся сильным опорным пунктом. Через несколько часов под огнем противника уцелевшие бойцы на лодках и плотах добрались до берега и, несмотря на попытки немцев сбросить их обратно в реку, достигли своей цели. Но прийти на помощь оказалось некому, и ночью нестеровцы пошли на штурм днепровских кручей. В решающую минуту боя 20-летний командир взвода Пётр Акуционок поднял солдат в атаку и с красным флажком бросился на позиции врага. Воодушевленные подвигом командира, воины последовали его примеру и удерживали позиции до подхода подкрепления. В этом бою младший лейтенант Акуционок погиб, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Севернее 193-й дивизии Днепр форсировали части 106-й Забайкальской стрелковой дивизии под командованием полковника Михаила Власова. На правом берегу воины захватили и использовали батарею 37-миллиметровых пушек противника для отражения контратаки. За передовым отрядом начали форсирование реки и другие подразделения. Героически бились бойцы под руководством подполковника Ивана Матюгина и полковника Сергея Смирнова. Во время сражений командиры неизменно шли в первых рядах, своими мужеством и храбростью увлекая за собой подчиненных. В итоге оба отдали жизни в борьбе за Родину и посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
Жестокие бои развернулись в районе деревень Крупейки и Щитцы. Штурмовой батальон 149-й стрелковой дивизии численностью до 500 человек при форсировании был встречен шквальным огнем противника и потерпел поражение. Тем не менее в районе указанных деревень 270-м корпусом были захвачены три плацдарма, которые удерживались только пехотой и к вечеру 15 октября расширились на несколько километров. Остальные полки первого эшелона форсировали Днепр ночью. Победа над противником далась нелегко. Только за первый день битвы 65-й армия потеряла убитыми 447 человек, а ранения получили 1072 человека.
Вот что вспоминал командир 1-го дивизиона 314-го артиллерийского полка 149-й стрелковой дивизии Фёдор Удовенко: «Бои шли наитяжелейшие на всём участке форсирования. Я переплыл Днепр на второй день, когда уже из Щитцев фашисты были выбиты. Плыли на резиновой надувной лодке, в которой находилось еще семь бойцов. Вокруг нашей лодки непрестанно рвались снаряды и мины. Фашисты не экономили боеприпасов — у врага их хватало. Вся переправа находилась под обстрелом. Пространство водной глади заранее было пристреляно.
К счастью, прямого попадания в нашу лодку не было, хотя несколько бойцов и получили ранения от осколков мины, разорвавшейся неподалеку. Но лодка удачно причалила к берегу. Задача дивизиона заключалась в поддержке артогнем наступающих и поражении огневых точек врага. Не выдерживая напора наступления наших бойцов при поддержке артиллерии и авиации, фашисты отступали, понеся при этом большие потери в живой силе и технике» (ЗГА в г. Речице. Ф. 450. Оп. 1. Д. 17. Л. 12. Статья «Освобождал родную землю» из Лоевской районной газеты «Серп і молат», № 123 от 15 октября 1988 г.).
Огромную поддержку оказала 16-я воздушная армия под командованием Сергея Руденко. Только за первые сутки летчиками было сделано 1207 вылетов. Сосредоточенными ударами бомбардировщики и штурмовики уничтожали живую силу, огневые и опорные пункты противника, прикрывали своих на земле и в воздухе, а также вели разведку, не допуская подхода резервов вермахта.
16 октября 106-я Забайкальская стрелковая дивизия, нарастив силы на плацдарме, возобновила наступление на Лоев. Батальоны 43-го Даурского стрелкового полка обошли горпоселок с юго-запада с целью окружения. Бойцы 236-го стрелкового полка сломили сопротивление врага на южной окраине Лоева и к исходу дня изгнали фашистов из него. В дальнейшем советские войска освободили деревни Козероги, Мохов, Труд, Переделку, Рекорд, Ниву, Громыки, Дубровку, Ястребку и др.
Всего за сутки, под вражеским обстрелом и стоя по пояс в холодной воде, саперы соорудили первый большегрузный мост через Днепр, по которому двинулись советские войска и боевая техника. В итоге 20 октября силы 65-й армии были полностью на правом берегу. Отбивая в течение пяти дней по 15-20 немецких контратак, они захватили плацдарм 18 км по фронту и 13 км в глубину, прорвали первую полосу обороны противника и вышли к сильно укрепленному рубежу около деревни Надвин Речицкого района.
В это время продолжали борьбу войска 61-й армии. Перед командованием 55-й стрелковой дивизии стояла задача освободить Деражичи. 17 октября дивизия пошла в наступление и, прорвав линию обороны, овладела господствующей высотой 111,5. Еще нескольких дней шли ожесточенные бои за деревню. Гитлеровцы бросали новые силы, но брали верх беззаветная отвага, мужество и стойкость советских воинов, боровшихся с врагом на суше и в воздухе, с оружием и врукопашную. В ночь на 22 октября фашисты были выбиты из Деражичей. В районе деревни Бывальки 55-я дивизия встретилась с войсками 65-й армии.
20 октября командующий Центральным фронтом (в тот же день фронт был переименован в Белорусский, а позднее в 1-й Белорусский фронт) генерал Рокоссовский провел в Лоеве совещание с командующими армиями: Батовым (65-я), Беловым (61-я), Романенко (48-я). Им была поставлена задача — готовиться к наступательной операции в направлении Речица — Гомель. На Лоевский плацдарм вводились дополнительные силы, которые 10 ноября начали Гомельско-Речицкую наступательную операцию, продолжая гнать врага с Лоевщины. В результате были освобождены Ручаёвка, Димамерки, Грохов, Буда-Петрицкая, Малиновка, Уборок и др. 21 ноября оккупанты покинули последний населенный пункт Лоевского района — деревню Рудня Бурицкая.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 г. и от 15 января 1944 г. 365 воинам 65-й, 61-й и 16-й воздушной армий, участвовавшим в форсировании Днепра и освобождении Лоевского района от немецко-фашистских захватчиков, было присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Верховного Главнокомандующего от 17 ноября 1943 г. 106-й и 193-й стрелковым дивизиям, 143-му и 218-му минометным полкам, 61-му отдельному понтонно-мостовому батальону и 14-й Новгород-Северской инженерно-саперной бригаде присвоено почетное наименование «Днепровских». го фронта. хватчиков положили войска 13-й армии под командованием генерала-лейтенанта Н.П.
Таким образом, сражение на Лоевском плацдарме является одной из наиболее ярких страниц истории Великой Отечественной войны. Исходя из вышеизложенного, факторами, повлиявшими на благополучный исход битвы за Днепр на территории района, стали усиленная и скрупулезная подготовка советских войск к штурму правого берега Днепра, талант командиров и безмерное мужество и отвага советских воинов. Но за эту победу была заплачена высокая цена, ведь каждая отвоеванная пядь земли, каждый населенный пункт давались нашим солдатам с огромным трудом и большими потерями. Сегодня их подвиг увековечен в виде военного мемориала в Лоеве, документов и экспонатов музея битвы за Днепр и многочисленных воинских захоронений на территории района, служащих бесценным свидетельством этого героического периода в истории Республики Беларусь.
Сергей ЖАРНОСЕНКО, ведущий археограф Зонального госархива в г. Речице