Как живут собаки в инвалидной коляске и почему у кошек может быть «черная кровь» – читайте в материале Sputnik.
Каждый день ветеринары помогают тем, кто не может сказать о своей боли – кошкам, собакам, хомячкам, кроликам и другим животным. Нередко в руки к ним попадают и бездомные – косые, хромые и с целым букетом внешне невидимых заболеваний. Вне зависимости от ситуации специалисты стараются спасти каждого, даже самого безнадежного.
С годами у каждого из них накапливаются трогательные истории спасения «пациентов», о некоторых, пообщавшись с ветеринарами столичных клиник, узнала корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева.
Алена Рак в профессии уже 12 лет, последние пять активно занимается хирургией. Несмотря на плотный график в ветклинике, она часто вместе с волонтерами «ЗООшанса» выезжает на «скорой» в разные уголки Беларуси, чтобы помочь бездомным собакам и кошкам.
За время своей карьеры Алена повидала многое, и, казалось, ее уже нельзя ничем удивить. Однако в этом году специалисту пришлось столкнуться с ситуацией, которая потребовала выполнить операцию, которую ранее она никогда не проводила.
«Черная» кровь
В одну из смен неравнодушные люди внепланово привезли в клинику на стерилизацию уличную кошку. По словам Алены, прикормленная бабушками у подъезда Горошка визуально ничем не отличалась от здоровых – в меру упитанная и в меру агрессивная, но впереди ждал неприятный «сюрприз».
«На первом этапе операции, после вскрытия брюшины, из полости хлынула «черная кровь», что вызвало сомнение в дальнейшей работе. При тщательном осмотре оказалось, что кошка практически «потеряла» поджелудочную железу», – рассказывает Алена.
По ее словам, орган был дряблым, как губка, обильно кровил и практически весь некротизирован (некроз поджелудочной железы- острая хирургическая патология, при которой отмирают ткани этого органа – Sputnik). Стало понятно, что именно по этой причине в брюшную полость вытекает кровь. Кроме этого, хирург обнаружила новообразования – круглые, размером с горох, темно-серого цвета, которые свободно «валялись» в полости.
Горошка пережила сложнейшую операцию по удалению поджелудочной железы
Первой мыслью было, что такую кошку гуманнее усыпить, но интуиция подсказывала, что нужно поступить по-иному.
«В минуту было принято решение по частичной резекции поджелудочной железы с сохранением, по возможности, основных сосудов, что ее питали. После тщательной зачистки пораженных участков осталась небольшая «живая голова» поджелудочной, далее приступили к стерилизации. К большому удивлению, кошка перенесла данную операцию идеально», – поделилась собеседница.
После сложных хирургических манипуляций Горошка еще три дня была под наблюдением в стационаре, хотя уже через несколько часов после операции вела себя как ни в чем не бывало – сидела и хлопала глазами, кушала влажный корм, а ночью скребла в лотке.
Алена Рак в профессии уже 12 лет, помимо работы в ветклинике она ездит по всей Беларуси с волонтерами «ЗООшанса»
Когда Горошку пришли забирать волонтеры, ветеринар не стала давать никаких прогнозов, поскольку у нее и коллег отсутствовали в прошлом подобные «пациенты». К сожалению, спустя три месяца кошка умерла.
«Причина неизвестна, но за день до смерти кошку начало рвать, она отказалась от еды, в клинику ее доставить было некому или просто не успели. Сегодня я вспоминаю эту историю с большой гордостью. Иногда задаю себе вопросы о причине смерти: быть может, все-таки метастазы дали о себе знать и организм не справился», – заключила собеседница.
Кошки и диабет
Приходилось Алене спасать животных и с сахарным диабетом. По ее словам, бывали случаи, когда в стационар попадали кошки в тяжелом состоянии диабетического кетоацидоза (сопровождается очень высоким уровнем сахара в крови – Sputnik).
«На фоне сахарного диабета происходит полиорганная недостаточность, то есть отказывают одномоментно практически все системы внутренних органов. В крови накапливаются продукты жизнедеятельности – кетоны. У таких кошек и собак маленькие шансы», – рассказала хирург.
Однако происходили и ситуации с точностью наоборот – когда в клинику привозили кошек и собак в состоянии гипогликемии (резкое снижение уровня сахара в крови – Sputnik).
Как отметила Алена, подобные случаи – нередкое явление для котят и щенков. Таким питомцам экстренно вводят глюкозу и пытаются хорошенько покормить.
Сейчас у врача наблюдается 14-летняя болонка Ева. Собака пережила год назад операцию по удалению опухоли молочной железы, а основной диагноз – сахарный диабет.
Болонке Еве удалили опухоль молочной железы, а основной диагноз у нее – сахарный диабет
«У Евы периодически шкалит глюкоза в крови. В таком случае необходимо вводить дополнительно инсулин, после чего уровень глюкозы может резко снизиться, что также небезопасно для питомца. Владельцы очень ответственно относятся к лечению Евы, поэтому я надеюсь, что она проживет свою долгую жизнь, несмотря на диагноз», – заключила Алена.
Белочка-спинальница
Собаку Белочку в этом году в Витебске сбила машина. Она чудом осталась в живых, но получила серьезную травму позвоночника. Помочь своему четвероногому другу хозяева отказались и кинули ее умирать на улице. Спасать животное откликнулась волонтер Анна Сердюкова, у которой дома живет четыре собаки и две кошки. Девушка отвезла Белочку в минскую ветклинику к хирургу Дмитрию Кунцевичу.
«Что касается переломов позвоночника, важно попасть в клинику, где могут провести операцию, в первые или вторые сутки после травмы. В таких случаях нужно быть аккуратным с транспортировкой пострадавшего – любые движения «пациента» могут привести к травме спинного мозга, с которой в последующем мы ничего не сможем сделать», – отметил Кунцевич.
Хирург провел Белочке стабилизацию позвоночного столба – он зафиксировал место перелома, а сами позвонки вернул в их привычное физиологическое состояние.
От Белочки отказались хозяева, когда собаку переехала машина и ее жизнь была на грани
Несмотря на свой серьезный возраст, операцию собака перенесла хорошо. Однако из-за того, что ее все-таки прооперировали не сразу и травма позвоночника была очень сильной, Белочка не смогла полностью восстановиться и теперь перемещается на инвалидной коляске.
© Photo : из личного архива Анны Сердюковой
«Я не была готова к собаке-инвалиду, но так получилось, что она у меня осталась. Ни грамма не жалею об этом. Прекрасная девчонка, колесики ей заменяют лапки. Есть конечно, нюансы – калоотведение и мочеиспускание делается вручную, так как она сама не ходит в туалет. Но в любом случае, я очень благодарна Дмитрию, что собака осталась жива», — поделилась Анна.
Отит или опухоль?
Благодарных клиентов у Дмитрия немало. Особенно приходится много слышать добрых слов, когда животному долгое время не могут установить верный диагноз, а ему удается разобраться, в чем причина плохого самочувствия. Одним из таких «пациентов» была молодая кошка по кличке Масяня. Как отметил Дмитрий, у нее несколько месяцев подозревали отит, а в итоге оказалось, что это опухоль головного мозга. На приеме у ветеринаров кошка вела себя обычно, а уже дома могла замирать на длительное время в непонятной позе или прятаться, рассказал хирург.
«В принципе, такие симптомы при многих заболеваниях бывают. Долго врачи не могли понять, что происходит. На осмотре становилось понятно, что у животного есть боли где-то в области головы. При опухолях обычно другие симптомы – судороги и изменение ментального статуса – например, бесцельное хождение туда-сюда», – пояснил собеседник.
Дмитрий удалил Масяне опухоль. С тех пор уже прошло несколько лет – кошка полностью восстановилась и хорошо себя чувствует.
Масяне долго не могли поставить правильный диагноз, в итоге оказалось, что у нее опухоль головного мозга
По словам хирурга, основная проблема с новообразованиями заключается в том, что не все хозяева готовы везти своего питомца на МРТ.
«Мы часто сталкиваемся с такой проблемой: говоришь человеку, что надо сделать МРТ, но это же и денег стоит, и некоторые начинают задавать вопросы «Как раньше без МРТ лечили?» или «А зачем делать МРТ?», и так далее. Я отвечаю, что раньше лечили «никак» и такие диагнозы не могли поставить», – обратил внимание хирург.
Он отметил, что сегодня аппараты МРТ для животных есть только в нескольких клиниках.
«Иногда люди задают вопрос: «Почему человеку сделать МРТ дешевле, чем кошке?». Потому что, чтобы кошке сделать его, помимо врача МРТ еще нужно участие анестезиолога минут на 40, ассистента. А человеку, который приходит на МРТ, говорят: ложитесь и не двигайтесь. И на этом все», — добавил Кунцевич.
Приходилось Дмитрию помогать и более экзотичным животным – обезьяне, еноту, лисе, косуле. Часть из них – обитатели зоопарков, а некоторые – домашние. По словам хирурга, хозяева часто неправильно кормят своих «экзотов», и из-за этого у них развиваются метаболические заболевания – кости становятся хрупкими и происходят переломы. То же случается и с котятами, и со щенками.
По словам Дмитрия, много на его операционный стол попадет грызунов, поскольку морские свинки, шиншиллы, хомяки, белки часто застревают в клетках и, пытаясь выбраться, ломают лапки.
Дмитрий Кунцевич оперирует не только кошек и собак, но помогает и более экзотичным животным и птицам
© Photo : из личного архива Дмитрия Кунцевича
Привозят на лечение и найденных на улице диких птиц – голубей и аистов.
«Неравнодушные люди не могут пройти мимо. Как правило, у птиц сломаны крыло или лапка, и они не могут полноценно передвигаться, летать», – рассказал врач.
Сломанные челюсти и удаление глаз
В следующем году исполнится 20 лет как Василий Кузьмин пришел в профессию. Врач считает, что любая сложная операция, выполняемая ветеринаром-хирургом часто, перестает быть для него таковой.
«Челюсти мы чиним постоянно. Это такая рутинная процедура в нашей клинике. Из хирургии глаза основное – удаление глаз при травмах. Животные падают, получают удары бампером машин. Часто получают сочетанные травмы, когда осенью залазят погреться под капот машин – спят где-нибудь в тепле, а потом попадают в приводной ремень и у них ломаются лапы», – рассказал Кузьмин.
Василий Кузьмин в профессии почти 20 лет
© Photo : из личного архива Василия Кузьмина
А недавно на операционный стол к хирургу попал питомец ростом с человека – сенбернар. Несмотря на свой внушительный размер, физически животное было очень слабым: из-за проблемы с легким оно задыхалось.
«У собаки был врожденный дефект, и в момент взросления одно из легких начало выпускать воздух в грудную полость. Он накапливался и сдавливал остальные доли легкого, не давал им расправляться и нормально дышать. Мы провели операцию по удалению легкого», – вспоминает собеседник.
Шансы есть у всех
Имел дело хирург и с достаточно мелкими «пациентами». Однажды ему пришлось подрезать некротизированные части на челюсти у хамелеона, была и ампутация лапы у черепахи.
К одному из самых сложных случаев в своей практике врач относит операцию по поиску портосистемных шунтов (аномалия развития сосудов – Sputnik) у собаки.
«Животному нужно вводить контраст в вену желудочно-кишечного тракта и искать патологические сосуды брюшной полости, а потом их перекрывать. Это достаточно непросто», – отметил Кузьмин.
Говоря о шансах на выздоровление у сложных «пациентов», собеседник сказал, что здесь все как у людей – многое зависит от общего состояния организма, от наличия сопутствующих патологий.
«Бывает, что даже простую какую-то травму сложно полечить, потому что есть вторичные инфекции, вирусные заболевания, анемия, почечная недостаточность. А есть, казалось бы, безнадежные случаи – тяжелые переломы, раны с выпадением органов, но при этом животное в целом здорово, и нужно только «собрать» и подшить, а остальное организм сделает сам», – заключил хирург.
Источник: Sputnik Беларусь.