Об этом заболевании снято немало фильмов и написано книг. Заболевание, ранее известное как дрожательный паралич, существует с давних времен, его симптомы отмечались еще у египетских фараонов задолго до начала нашей эры. Сегодня этот недуг по-прежнему встречается достаточно часто, уверенно удерживая 2 место среди нейродегенеративных процессов после известной болезни Альцгеймера. Так что же это за болезнь? Каковы причины её появления? Поддаётся ли лечению? На эти вопросы мы попросили ответить врача-невролога Лоевской ЦРБ Максима ЛИНКОВА.
— Максим Викторович, откуда такое название болезни и по каким признакам её можно распознать?
— Этот тяжёлый недуг назван в честь английского хирурга Джеймса Паркинсона, который впервые в 1817 году опубликовал свой труд «Эссе о дрожательном параличе». Сегодня в неврологии выделяют синдром паркинсонизма и болезнь Паркинсона. Если говорить о болезни Паркинсона, то это хроническое медленно прогрессирующее нейродегенеративное заболевание нервной системы, вызванное дефицитом гормона дофамина, вырабатываемого в определённых структурах головного мозга. Основные симптомы на ранних стадиях заболевания: дрожание (тремор), которое вначале появляется чаще в одной из рук по типу «счета монет» и по мере прогрессирования распространяется на остальные конечности, замедленность движений, повышение мышечного тонуса. Пациенты становятся медлительными, передвигаются ссутулившись, шаркающей походкой, маленькими шагами. Со временем люди, заболевшие этим коварным недугом, отмечают затруднение передвижения за счет нарастающей мышечной скованности, частых падений из-за невозможности своевременно остановиться во время ходьбы. Не стоит также забывать про вегетативные расстройства и психические нарушения. На поздних стадиях заболевания больные прикованы к постели и уже не могут обслуживать себя без посторонней помощи, фактически становясь инвалидами. Стоит отметить, что зачастую заболевание проявляется в зрелом возрасте. Своевременное обращение за медицинской помощью позволяет человеку с такой болезнью дольше продлить полноценную жизнь.
— Основной симптом все-таки — тремор?
— Он не является обязательным только для этой болезни и характеризуется различной амплитудой и частотой, моментом возникновения (в покое или при движении), локализацией (одна или несколько конечностей, голова, нижняя челюсть). Данные параметры являются ключевыми в диагностике. Тремор также присущ и другим заболеваниям и может быть даже вариантом нормы, когда дрожание в мышцах происходит после физических упражнений, на фоне эмоционального перенапряжения. Лишь обобщив все данные обследования, врач-невролог может определить причину дрожания и выставить правильный диагноз.
— Почему развивается недуг?
— Сегодня единой теории о возникновении нейродегенеративных процессов в структурах головного мозга, ответственных за выработку дофамина, не существует. Достоверно можно сказать, что значимую роль в развитии заболевания играет генетическая предрасположенность.
— Кто находится в группе риска?
— Средний возраст начала болезни — около 60 лет, мужчины заболевают в полтора раза чаще, чем женщины. При этом чем старше пациент, тем выше вероятность обнаружить у него синдром паркинсонизма нежели болезнь Паркинсона.
— В нашем районе много больных с диагнозом Паркинсона?
— В настоящий момент на диспансерном учёте находятся 20 пациентов. Однако реальные цифры могут быть и больше. Ведь для того, чтоб выявить болезнь и встать на диспансерный учёт, человеку для начала необходимо просто обратиться на прием к неврологу со своими жалобами, что зачастую бывает сложно из-за низкой мотивации.
— Как лечится данная патология?
— На сегодня болезнь считается неизлечимой. К сожалению, учёным пока не удалось создать «таблетку», полностью исцеляющую от недуга. Однако своевременная диагностика позволяет значительно улучшить качество жизни людей, страдающих этим заболеванием. Схема лечения подбирается индивидуально для каждого больного в зависимости от выраженности тех или иных симптомов. Во время проведения лечебных мероприятий большая нагрузка ложится на плечи родственников, являющихся связующим звеном между врачом и пациентом.
Текст и фото
Ольги Крупейченко, «ЛК».