В четверг, 14 марта, музей битвы за Днепр принимал гостей из Киева — полковника в отставке Петра Алексеевича Филоненко и майора запаса Валерия Ивановича Годуна.
Ровно 70 лет понадобилось Петру Алексеевичу, чтобы вновь увидеть места, по которым он прошёл с боями в годы войны. Это человек удивительной судьбы. Каждый его боевой эпизод достоин повести. На фронт сбежал 11-летним мальчишкой, став сыном полка. Яростно сражался в Сталинградской битве, после которой 26-ой танковый корпус был переименован в 1-ый гвардейский танковый Донской корпус. Участвовал в танковых сражениях на орловско-курском направлении. По воспоминаниям ветерана, бои там были тяжелые. Танки — и наши, и немецкие — горели, как свечи. Разведчики сидели на броне, готовые в любую минуту стать десантниками. На подступах к Орлу Пётр впервые увидел, как идут прославленные Т-34 на таран с «тиграми». Воздух заполнялся воем противотанковых болванок, разрывами мин и снарядов. 5 августа 1943 года Орёл был взят.
При форсировании Днепра в каждом воинском подразделении формировались десантные группы, которые готовили плацдарм. Именно в такую штурмовую группу был включён Петр Филоненко. О том, как переправлялся из Каменки на лодке через реку, он рассказывал с волнением и такими подробностями, будто это было только вчера. И даже показал то место в районе нынешнего Агротехсервиса, куда всё же добрался, несмотря на то, что лодка перевернулась. Ведь он не умел плавать и очень обрадовался, почувствовав под ногами землю и увидев тот трактор, который сейчас является визиткой предприятия. «Мне этот трактор снился всю жизнь», — говорит Пётр Алексеевич.
В составе 1-го гвардейского танкового Донского корпуса Пётр Алексеевич с боями прошел по белорусской земле. Участвовал в победоносной операции “Багратион”, в ходе которой советские войска, пройдя за два месяца с боями несколько сот километров, нанесли поражение группе армий “Центр”, освободив Белоруссию, часть Литвы и Польши.
А чего только стоит тот факт, что в свои 13 лет он повторил подвиг Александра Матросова. Петр Алексеевич вспоминает: «23 июня 1944 года замполиты проводили собрания в ротах. Принимали бойцов в кандидаты и члены партии. В заявлении они писали: «Хочу идти в бой коммунистом». На собрании приводили в пример героический подвиг Александра Матросова, который грудью закрыл амбразуру, подавив огонь противника и дав возможность беспрепятственно продвигаться нашим войскам. Самому себе поклялся тогда стоять до последней капли крови. Наши бронетранспортеры вырвались вперед. Сначала наступление развивалось быстро, но сопротивление немцев возрастало. И вот справа — немецкий дзот. Бой в разгаре. Что делать? Проскочила мысль плотней прижать ствол фашистского пулемёта, чтобы его оторвало. Спрыгнул с бронетранспортёра, через кустарники пробрался до дзота и прыгнул прямо на ствол. Почувствовал резкий удар, грудь обожгло, ноги подкосились, и я упал на живот. Некоторое время чувствовал, как немец бил меня стволом по плечу, по голове, чтобы отодвинуть в сторону, а потом — темень, ничего не помню».
Более десятка пуль прошили тогда грудь мальчишки. Бездыханное тело юного красноармейца обнаружила похоронная команда. Когда били молотками по гробу, услышали хрипы. Командир дал команду быстрее вскрыть гроб. «Живой! Срочно в медчасть!» — крикнул офицер, увидев как паренёк ещё раз хрипнул.
Ему удалось выжить, молодой организм взял своё. Полгода в военных госпиталях, 12 операций, реабилитация в эвакогоспитале Цхалтубо.
Когда-то давно, ещё на фронте, Петру довелось встретиться со знаменитым писателем Константином Симоновым, который сказал одиннадцатилетнему красноармейцу, увидев в нём одарённого человека: «Закончится эта проклятая война и мы напишем книги: я — о «живых и мертвых», а ты — о войне, увиденной глазами юного солдата». Он действительно написал много книг, пишет стихи. И одна из его книг так и называется: «Глазами юного солдата».
Несмотря на почтенный возраст, Пётр Алексеевич по-прежнему в строю. Являясь председателем Киевской городской Организации юных участников Великой Отечественной войны, общается с молодежью, снимается в кино, шефствует над детскими домами, дружит и встречается с однополчанами из Украины, России и Белоруссии, посещает места боевой славы. Вот и сейчас, приехав в Лоев, посетил музей, аллею героев и площадку военной техники, самое высокое место на правом берегу Днепра, куда он высадился во время форсирования в 1943 году.
На память об этой встрече директор музея битвы за Днепр Римма Стадникова преподнесла Петру Алексеевичу один из символов нашего города — книгу «Память».
НА СНИМКЕ: Пётр Алексеевич ФИЛОНЕНКО и Валерий Иванович ГОДУН в музее.
Текст и фото
Татьяны БЕЛОВОЙ, «ЛК».
Одна мысль о “ЖИЗНЬ, ДОСТОЙНАЯ ПОВЕСТИ”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
«Последний бой Петра Филоненко»
http://putnik1.livejournal.com/2952168.html
За то, что Ветеран дал интервью российским журналистам, на него устроили охоту боевики-националисты: по телефону сыпятся угрозы, на дверь наклеили метку правого сектора. Затем подкараулили на улице, впятером, повалили и стали избивать. Били по рукам и ногам, голову Петр Алексеевич успел прикрыть. Результатом его «беседы» с благодарными украинскими потомками стали многочисленные ушибы и два сломанных ребра… Киевские врачи отказались делать старику операцию, Ветеран выехал в Россию, где врачи согласились провести сложнейшую операцию на сердце, а доброжелатели предложили ему свои квартиры для проживания.