2022 год для всех верующих православных христиан Беларуси является юбилейным, т.к. это год 1030-летия Православия на белорусских землях. В таком далеком для нас и таком богатом с исторической точки зрения 992 году была основана Полоцкая епархия. Поэтому этот год можно считать годом появления христианства в Беларуси. Событие относится ко времени правления князя Изяслава, сына равноапостольного Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. В рамках юбилейного года запланирован и проводится ряд мероприятий во всех благочиниях Белорусской Православной Церкви: духовно-просветительские встречи, творческие конкурсы, научно-исследовательские конференции и, конечно же, богослужения.
История Белорусской Православной Церкви неразрывным образом связана со всеми событиями, как культурными, так и историко-политическими, общественными, происходившими на протяжении почти тысячелетия. Именно поэтому хотелось бы напомнить о некоторых страницах этой стороны нашей истории читателям и рассказать о тех памятных датах и событиях православной жизни, которые происходили на белорусской земле, в том числе и Лоевской.
Распространение христианства и учреждение первых епархий
Распространение христианства в пределах современной Беларуси началось довольно рано. Этому способствовало то, что еще в 9-10 вв. предки белорусов: кривичи, дреговичи и радимичи входили в соприкосновение с варягами, а также с торговыми людьми, использовавшими знаменитый путь «из варяг в греки», по рекам Западная Двина и Днепр. Среди этих людей встречались христиане.
Заслуживает также упоминания тот факт, что в 865 г. (по др. свед. 867) Полоцк, являвшийся племенным центром кривичей, подвергся нападению со стороны киевских князей Аскольда и Дира, принявших святое крещение в бытность Константинопольского Патриарха Фотия (где-то в 60-е гг. 9 ст.). В дальнейшем знакомству с христианством могло способствовать также и то, что в 907 г. дружина полоцких кривичей участвовала в походе киевского князя Олега (+ после 911 г.) на Константинополь. В 944 г. полочане совершили аналогичный поход в составе войск князя Игоря (+ ок. 945 г.). Согласно «Саге о крещении», ок. 1000 г. Полоцк посетил варяжский миссионер Торвальд Кодрансон, выходец из Исландии, до этого побывавший в Иерусалиме, основавший недалеко от Полоцка монастырь св. Иоанна Предтечи, одноименная церковь которого, по-видимому, упоминается в позднейших актовых грамотах 14 ст. (Полоцкие грамоты 13-нач. 16 вв. М., 1977. С. 42).
Среди полоцких кривичей одной из первых приняла веру Христову и постриглась в монахини бывшая супруга вел. кн. Владимира Киевского полоцкая княжна Рогнеда-Анастасия (+ 1000 г.). Ее старший сын Изяслав (+ 1001 г.), по сообщению Никоновской летописи, отличался особой набожностью. «Бысть же… тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежаще прочитанию Божественных Писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпелив» (ПСРЛ. Т. 9. С. 68). Вместе с ним Рогнеда-Анастасия, скорее всего, участвовала в учреждении первой на белорусских землях епископской кафедры в Полоцке, которое произошло в 992 году, то есть еще при жизни святого равноапостольного великого князя Владимира — Крестителя Руси.
Первые епископы на белорусские земли поставлялись митрополитами Киевскими, бывшими в каноническом подчинении у Патриархов Константинопольских (Цареоградских). Посредством Православной Церкви осуществлялась духовная и культурная связь с центром христианской цивилизации того времени — Византией, что в значительной степени предопределило тот духовный и культурный подъем, которым были отмечены 11-12 столетия отечественной истории.
В 1005 г. епископская кафедра была учреждена в Турове, объединявшем вокруг себя дреговичей. Об открытии кафедры сообщается в статье (уставной грамоте), содержащейся в Киевском Патерике 17 ст. редакции архимандрита Иосифа Тризны под названием «Туровской епископии завет блаженного Владимира». Среди городов, первоначально входивших в пределы Туровской епархии, называются Пинск, Брест, Гродно, Волковыск, Здитов, Новогрудок, Слуцк и некоторые др.
Памятником раннего принятия христианства в Турове является отчасти уцелевшее Туровское евангелие 11 ст. (10 листов), найденное в 1865 г. Это древнейшая рукопись из обнаруженных в Беларуси.
По мере утверждения веры Христовой в Полоцкой и Туровской землях возводились православные храмы, становившиеся центрами церковной жизни. Древнейшим каменным храмом Западной Руси стал Софийский собор в Полоцке, построенный в сер. 11 в. при жизни кн. Всеслава Брячиславича (1044-1101 гг.). По мнению археологов, раньше на его месте находилась деревянная церковь, срубленная в конце 10-начале 11 вв.
Святые раннего периода Белорусской Православной Церкви
В 12 столетии в Полоцкой и Туровской землях совершали свой иноческий подвиг святые, позднее канонизированные Русской Православной Церковью. Среди них наиболее известны имена святителя Кирилла, епископа Туровского (ок. 1159-80-е гг. 12 в.) и преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (1101 – 1173 гг.).
Св. Кирилл обладал редким литературным даром. Его творения пользовались известностью в Русской земле и за ее пределами. Наряду с произведениями известных византийских проповедников они включались в состав различных сборников (в т.ч. Торжественника). Не случайно, современники прозвали святителя Кирилла «Златоустом, паче всех возсиявшим нам на Руси».
Преподобная Евфросиния вошла в церковную историю Беларуси, как неутомимая труженица на ниве христианского просвещения. С ее именем связано возведение в Полоцке Спасо-Преображенского храма и основание при нем женского монастыря, существующего до сих пор. В нем она подвизалась, занимаясь переписыванием богослужебных книг. В 1161 г. по заказу преподобной местный ювелир Лазарь Богша изготовил крест-ковчег, в котором были помещены величайшие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей крови Спасителя. Частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери; частицы мощей св. архидиакона Стефана, св. вмч. Пантелеимона и крови св. вмч. Димитрия Солунского.
Византийский император Мануил I Комнин (1143-1180) передал в дар Полоцкой игумении список чудотворной иконы Эфесской Божией Матери. В конце жизни преподобная Евфросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и преставилась. После захвата в 1189 г. Иерусалима войсками султана Саладина ее честные останки были перенесены в Киево-Печерскую лавру. В 1910 г. их возвратили в Полоцк. В Житии преподобной Евфросинии (16 в.) говорится о том, что она была «яко луча солнечная, просветившая землю Полотскую».
Интересен будет жителям Лоевщины тот факт, что честные мощи св. прп. Евфросинии побывали и на лоевской земле. Весной 1910 года была организована встреча в Лоеве мощей св. прп. Евфросинии Полоцкой, которые перевозились из Киева в Полоцк с 19 апреля по 22 мая 1910 года на пароходе «Головачев», который сопровождали пароходы «Александровск» и «Киев». На протяжении их пути происходили торжественные встречи и молебны жителей приднепровских украинских и белорусских городов и деревень, в том числе и Лоева, куда теплоходы прибыли 24 апреля в 10 часов вечера. По обеим сторонам берега стояли верующие, которые прошли не один километр, чтобы поклониться честным останкам преподобной.
В наше время в Беларуси построено много храмов в честь св. прп. Евфросинии Полоцкой. Храм в честь святой есть и на лоевской земле — в д. Малиновка, здесь в канун памяти святой, 4 июня 2022 года, состоится праздничное богослужение, которое возглавит Преосвященнейший Амвросий, епископ Светлогорский, викарий Гомельской епархии. Начало богослужения — в 08.30. (продолжение следует). Продолжение следует…