Осенью 1943 года Лоевскому району суждено было оказаться в эпицентре важных событий, положивших начало освобождению белорусской земли от немецко-фашистских захватчиков. На его территории развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны — битва за Днепр. По воспоминаниям очевидцев, осенью 1943 года Днепр в районе Лоева был бурым от крови. Здесь погибло более 12 тысяч советских солдат и офицеров. Это больше, чем проживающих сегодня на территории всего района.
На Лоевщине проходил мощный оборонительный рубеж гитлеровцев — «Восточный вал», главным участком которого был сильно укрепленный рубеж Днепра. Гитлеровцы считали его неприступным, непреодолимым барьером для соединений и частей Красной армии. «Скорее, Днепр потечёт обратно, чем русские возьмут его», — хвастливо заявляла вражеская пропаганда. Оборона состояла из ряда позиций и системы сплошных траншей. Населённые пункты подготовлены для круговой обороны, а каменные постройки в них превращены в доты. Только «сверххрабрость солдат», как писали тогда советские газеты, позволила пошатнуть немецкий план неприступной обороны «Вотан». Сотни Героев Советского Союза, тысячи погибших — такова была кровопролитнейшая битва за Днепр.
В ночь перед наступлением в частях и подразделениях проводились митинги, задачей которых было донести до каждого солдата важность поставленной цели. Дальнейшие события разворачивались довольно динамично. 15 октября 1943 г. без артподготовки операция по форсированию Днепра началась южнее Лоева: в 6.30 утра 236-й Нерчинский полк сделал ложное обозначение переправы, чтобы отвлечь огонь на себя. Батареи фашистов ударили по забайкальцам. С острова Ховренков вражеские пулемёты строчили по дымовой завесе. Внимание гитлеровцев было отвлечено. Десантные расчёты смело и стремительно форсировали реку на плотах, лодках, бревнах и металлических бочках. Подразделения 43-го Даурского стрелкового полка начали форсировать Днепр в 6.35 утра. Первыми шли бойцы и командиры первого стрелкового батальона под командованием бесстрашного и мужественного капитана Г.Д. Гордополова, им потребовалось всего 22 минуты, чтобы достичь правого берега и выбить боевое охранение противника из траншей. Раненый капитан продолжал командовать бойцами. Противник не ослаблял огонь. Снарядами были разбиты четыре плота, многие люди погибли. Кто мог, вплавь добирался до берега.
Вслед за первым стрелковым батальоном Днепр форсировали подразделения из других полков 106-й Днепровско-Забайкальской стрелковой дивизии. На правый берег Днепра у деревни Крупейки высадились разведчики 20-й отдельной разведроты 69-й стрелковой дивизии во главе с сержантом П. Пахомовым. Красноармейцы, среди которых были и бойцы штрафных рот, действовали бесстрашно. Ворвавшись в немецкую траншею, они в рукопашном бою овладели укреплением.
А уже через час после начала атаки, в 7.30 утра, ими была захвачена и безымянная высота южнее деревни Щитцы, что позволило к исходу дня переправить на правый берег личный состав и вооружение двух стрелковых полков. Немного спустя начали форсировать Днепр уже в непосредственной близости от Лоева, со стороны украинской деревни Каменка, и штурмовые батальоны 193-й и 106-й Днепровско-Забайкальской стрелковой дивизии. Достигнув противоположного берега, десант стремительным ударом сбил боевое охранение и овладел сразу двумя линиями оборонительных траншей. Противник явно не ожидал такой дерзости от наших штурмовых отрядов, однако смог сконцентрировать силы и дал им жёсткий отпор. Огонь из миномётов, пушек и различного стрелкового оружия враг вёл не только по занятым советскими солдатами позициям на правом днепровском берегу, но и непосредственно по реке. Сотни мин и снарядов падали в воду, немало лодок и плотов перевернулось, красноармейцы оказывались в ледяной воде и всё же продолжали переправляться…
Бои у Лоева — одна из героических страниц мужества советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Форсирование Днепра возлагалось на 65-ю армию под командованием генерал-лейтенанта П. И. Батова. «Над Днепром занимался рассвет. Наступило 15 октября. На нашей высотке все с нетерпением посматривали то на часы, то на плывущую над рекой дымку тумана. Тишина обманчива на войне. В 6.30 её разорвал залп реактивных миномётов. Он слился с мощным голосом всей нашей артиллерии. Пронеслись над рекой самолёты 299-й штурмовой дивизии. Форсирование Днепра началось…», — так описал начало наступательной операции своей армии под Лоевом генерал Павел Батов. «Наступление наших войск началось утром 15 октября после мощной артиллерийской подготовки и ударов авиации. Из 65-й армии первыми высадились на противоположный берег Днепра и положили начало освобождению Белоруссии на гомельском направлении десантные группы 2-го батальона 120-го полка 69-й стрелковой дивизии 18-го корпуса под командованием капитана И.З. Кулешова, замполита А.В. Сидорова. На крохотной кромке берега развернулись ожесточенные бои. Опомнившись от внезапного, ошеломляющего удара, немцы открыли шквальный огонь по переправе и плацдарму. Сотни мин и снарядов падали в воду, немало лодок и плотов перевернулось, и бойцы оказывались в ледяной воде. Наши подразделения сражались упорно. На правый берег Днепра стали переправляться всё новые и новые подразделения, боевая техника, боеприпасы…».
К 10 часам 16 октября на западном берегу Днепра закрепились уже 4 батальона 69-й, 143-й и 106-й стрелковых дивизий. Правее 69-й стрелковой дивизии успешно форсировали Днепр воины 27-го корпуса. Решительно и грамотно действовали в наступлении многие командиры и бойцы. Так, командир 193-й стрелковой дивизии 65-й армии полковник Фроленков Андрей Григорьевич не только умело подготовил личный состав к форсированию водных преград, но и грамотно использовал захваченные плацдармы. Бойцы дивизии под огнём врага первыми высадились на остров Хорвенков и пленили до роты гитлеровцев. 17 октября в районе переправы дивизии Фроленкова была организована главная переправа 65-й армии с постоянным мостом под тяжелые грузы. По ней на западный берег Днепра были переправлены тяжелая артиллерия, танковые корпуса, а позже и корпуса соседней 48-й армии.
Об отваге и мужестве, проявленных советскими солдатами и офицерами на Лоевском плацдарме, можно рассказывать бесконечно. За каждым героическим эпизодом — конкретная человеческая судьба и довольно часто оплаченная жизнью любовь к родной земле. Имена героев высечены на стелах лоевского мемориала. Теперь это настоящий музей под открытым небом, посвященный битве за Днепр. В списках много тех, кто не дождался своей Звезды. Они похоронены в различных братских могилах в деревнях и поселках района. На страницах газеты мы не раз рассказывали о людях, чьи имена история отметила не только наградами, но и всенародной известностью, пусть даже посмертной.
По мнению историков, Лоевский плацдарм стал точкой опоры, от которой советские войска оттолкнулись для броска вглубь страны. Следующим этапом стало освобождение Речицы и Гомеля. Потом — подготовка к «Багратиону». Фактически с этих берегов началось освобождение БССР.
ФАКТЫ
Битва за Днепр осенью 1943 года стала одной из крупнейших в истории человечества. С обеих сторон в этом сражении приняли участие до 4 миллионов человек, а фронт растянулся почти на 750 километров. Только под Лоевом полегли более 10 тысяч бойцов.
За мужество и героизм, проявленные при штурме Восточного вала в Лоевском районе, Героями Советского Союза стали 365 человек! Многие — посмертно. Двое бойцов, Георгий Майсурадзе и Борис Банников, повторили на Лоевском плацдарме подвиг Александра Матросова, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота.
Всего за форсирование Днепра высокого звания удостоены 2438 человек.
В год 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Указом Президента Беларуси городской посёлок Лоев был награждён вымпелом «За мужнасць i стойкасць у гады Вялiкай Айчыннай вайны».