Обеспечение безопасности граждан почтенного возраста — одна из главных задач, стоящих перед органами внутренних дел. Люди старшего поколения в силу своих лет и состояния здоровья могут стать более доступным объектом совершения преступлений.
О том, как пенсионерам не попасть на удочку мошенников, рассказывает участковый инспектор милиции ООПП МОБ ОВД Лоевского райисполкома майор милиции Александр САВЕНОК:
— В настоящее время хищения и мошенничества являются наиболее распространенными видами преступлений. Все больше людей становятся жертвами аферистов. Наиболее уязвимыми для них являются пенсионеры. Злоумышленники, представляясь работниками различных социальных учреждений, благотворительных фондов или жилищно-коммунальных служб, либо под предлогом продажи (покупки) различных товаров, вещей и продуктов питания, проникают в жилища стариков и, воспользовавшись их доверчивостью, совершают хищения денег, золотых изделий и иных мелкогабаритных ценных вещей. Данные преступления вызывают сложность в раскрытии, так как в силу преклонного возраста многие потерпевшие не могут детально описать внешность преступников, составить их субъективный портрет либо опознать по имеющимся признаками.
Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно обращать внимание на ситуации, которые должны насторожить. Например, до того как открыть дверь пришедшему к вам незнакомцу, следует позвонить в названную им организацию и уточнить, работает ли у них такой человек, и направляли ли его к вам. Не надо стесняться — это совершенно нормально! Социальный работник не может прийти к человеку без постановки его на учет в организации социального обслуживания по месту жительства и заключенного с ним договора о предоставлении социальных услуг. Поэтому открывать дверь каждому, кто назвался социальным работником, не нужно.
Важно знать, что доставка на дом пенсий и других социальных выплат пенсионерам осуществляются уполномоченными на это органами и организациями (почта, банк и т.д.). В основном это делают почтальоны. Но пенсию может доставлять и социальный работник, которому пенсионер полностью доверяет, по выданной ему доверенности. Обмен (размен) денег, кроме как в кредитном или ином уполномоченном на операции с денежными средствами учреждении, проводиться не может!
Также обращаю внимание, что социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются пожилым людям на основании поданного ими заявления в учреждения социальной защиты населения по месту жительства и договора об их предоставлении. За получателем социальных услуг закрепляется социальный работник, имеющий служебное удостоверение, устанавливается график посещения — дни недели и часы посещения, выдается памятка с контактными телефонами должностных лиц организаций социального обслуживания или управления социальной защиты населения.
Помните! Неожиданных приходов социальных работников не может быть, как и незнакомых слесарей, электриков или представителей сферы обслуживания, которые под предлогом проведения акции бесплатно предлагают провести проверку установленного в квартире оборудования или водопровода. Не верьте! Проверка соответствующими службами проводится только после официального оповещения жителей дома! В такой ситуации необходимо быть предельно бдительными и осторожными и не открывать дверь незнакомцам, а также сотрудникам ремонтных служб или представителей ЖЭС, которых не вызывали. До покупки любой техники или медпрепаратов, особенно дорогостоящих, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом и родственниками. Во всех случаях, когда к вам пришли незнакомые люди, сообщайте об этом своим родным и близким.