Современный человек, привыкший пользоваться всеми благами цивилизации, не всегда помнит о том, что они не только значительно упрощают жизнь, но также несут опасность. Статистика последних лет показала, что железная дорога, ставшая одним из удобных и привычных способов перемещения, до сих пор остается зоной повышенной опасности. Неужели применение современных технических средств не способно обеспечить безопасность людей? Свое мнение по этому поводу высказал Гомельский транспортный прокурор Сергей Казакевич.
— К сожалению, даже самая совершенная машина не всегда может предотвратить гибель человека, потерявшего инстинкт самосохранения. Железнодорожное полотно не предназначено для прогулок, тем более в состоянии алкогольного опьянения. Главная опасность состоит в том, что со стороны человека рассчитать скорость движущегося поезда практически невозможно. Переходя или даже перебегая рельсы в неустановленном месте, необходимо помнить, что машинист может увидеть пешехода лишь только тогда, когда остановить поезд будет уже невозможно — тормозной путь железнодорожного транспорта составляет более 1000 метров. И тут не стоит надеяться на свою быструю реакцию. Как показывает практика, человек становится бессильным, видя перед собой несущегося на огромной скорости «железного великана», — констатировал прокурор.
— О беспечности многих людей свидетельствуют следующие цифры. Согласно статистике о непроизводственном травматизме и гибели граждан на объектах Гомельского отделения Белорусской железной дороги за 1-е полугодие текущего года из 10 пострадавших 7 лишилось жизни, травмировано 3 лица. Из общего количества травмированных — 7 лиц мужского пола и 3 — женского. 4 лица достигли возраста 60 лет и старше. Четверо из числа пострадавших вели асоциальный образ жизни. При этом следует отметить, из указанного числа травмированных 8 человек находились в состоянии алкогольного опьянения, что является одной из основных причин травматизма и гибели людей на железной дороге.
Так, 15 января на остановочном пункте Копань (Речицкий район) дизель-поездом смертельно травмирован местный житель 1983 года рождения. Следуя в поезде к месту жительства, в состоянии алкогольного опьянения он «проспал» свою остановку, вышел на одном из следующих остановочных пунктов и дремал, сидя на краю платформы.
12 марта на перегоне Хальч — Салтановка (Жлобинский район) пассажирским поездом смертельно травмирована жительница Жлобина, 1968 года рождения, которая в состоянии алкогольного опьянения переходила по железнодорожному переезду на запрещающий сигнал светофора.
И это только пару эпизодов трагической статистики…
Необходимо подчеркнуть, что за сухими цифрами не видно того количества людей, которые получают моральную травму, являясь свидетелями человеческой гибели, ведь случаи с железной дорогой представляют собой ужасающее зрелище.
Наиболее больным и острым вопросом остается детский травматизм. Благодаря принятым мерам безопасности в текущем году удалось не допустить случаев травмирования детей (в 2022 году имел место один такой факт). Ответственность за каждый отдельно взятый случай должны осознавать не только машинисты, правоохранительные органы, родители, школа, но и все наше общество, ведь в здоровом государстве не бывает чужих детей, — считает Сергей Казакевич.
Современный ритм жизни не позволяет нам отказаться от быстрых и удобных транспортных средств. В то же время, не стоит забывать и об опасности, которую они несут здоровью и жизни людей.
— Как показали проверки, виновниками трагедий были сами пострадавшие. Снизить уровень травматизма и гибель граждан на объектах транспорта во многом позволяют профилактические мероприятия. Их проведение — одно из приоритетных направлений деятельности Гомельской транспортной прокуратуры, — пояснил Сергей Вячеславович.
— Вместе с тем, эта проблема должна беспокоить не только специалистов. Прежде всего сами граждане не должны оставаться равнодушными к своему здоровью, жизни своих детей, родных и близких людей, — убежден прокурор. Он напомнил элементарные меры безопасности при нахождении вблизи железнодорожных путей. Нельзя допускать проход людей в неустановленных местах, а также ни в коем случае не подлезать под подвижным составом или перелезать через вагоны и цистерны. Запрещено находиться в общественных местах на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения, оставлять несовершеннолетних детей без присмотра, а также приближаться на близкое расстояние к электрофицированным контактам и проводам.
Выполнение этих несложных правил позволит сохранить свою жизнь и жизнь близких людей.