Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания, поскольку коррупция порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества.
Коррупция является одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие свободной рыночной экономики. Проникая в различные сферы жизнедеятельности общества, она искажает экономическую политику и стратегию развития страны, ведет к хищению государственной собственности, нанося колоссальный урон обществу и государству.
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575, эффективная борьба с коррупцией отнесена к приоритетным направлениям обеспечения безопасности государства.
В настоящее время в Республике Беларусь создана необходимая законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.
Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».
В указанном Законе определено, что под коррупцией понимается умышленное использование должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества, иной выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица путем предоставления им имущества или другой выгоды для них или для третьих лиц с тем, чтобы это должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Как следует из вышесказанного, коррупция включает как противоправное поведение самого должностного лица, так и действия других лиц, направленные на подкуп должностного лица.
Действующим законодательством к государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, отнесены органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. При этом прокуратура является ответственной за организацию борьбы с коррупцией и координирует деятельность иных государственных органов в данном направлении.
Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, с другими государственными органами и иными организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.
Таким образом борьба с коррупцией должна осуществляться не только тремя вышеперечисленными государственными структурами. Законом предусмотрено, что все государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции.
В соответствии со ст.43 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны: принимать установленные законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией; привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, к дисциплинарной ответственности; информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений.
Руководители государственных органов и иных организаций, не выполняющие или не в полной мере выполняющие указанные требования, а также не предоставляющие информацию, запрашиваемую государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, подлежат привлечению к ответственности.
На законодательном уровне установлены различные требования и ограничения, направленные на противодействие коррупции. Так, государственные служащие, а также лица, занимающие должности в государственных организациях, при занятии должности дают письменное обязательство о соблюдении определенных ограничений, как то, не заниматься предпринимательской деятельностью. Отказ от подписания обязательства или его нарушение влекут ответственность, в том числе возможное освобождение от занимаемой должности.
Для некоторых категорий должностных лиц и членов их семьи предусмотрена обязанность ежегодного предоставления деклараций о доходах и имуществе. Отражение неполных или недостоверных сведений в декларации станет предметом проверки с последующим решением вопроса об ответственности.
С целью единообразного понимания термина «коррупция» с точки зрения уголовного закона на государственном уровне определен перечень коррупционных преступлений.
К коррупционным преступлениям отнесены: хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК Республики Беларусь); легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем (статья 235 УК Республики Беларусь); злоупотребление властью или служебными полномочиями (статья 424 УК Республики Беларусь); бездействие должностного лица (статья 425 УК Республики Беларусь); превышение власти или служебных полномочий (статья 426 УК Республики Беларусь); получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве, незаконное вознаграждение (статьи 430-433 УК Республики Беларусь).
Так, необходимо знать, что, если лицо, давшее взятку, после дачи взятки добровольно заявило о содеянном либо в отношении его имело место вымогательство взятки, оно освобождается от уголовной ответственности.
За совершение коррупционных преступлений к виновным лицам могут быть применены различные виды наказаний, предусмотренных уголовным законом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, мотивов и целей содеянного, личности виновного, наступивших вредоносных последствий, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
Как правило, к должностным лицам, совершившим коррупционное преступление, в качестве основного или дополнительного наказание применяется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом речь идет не только о той должности, занимая которую лицо совершило преступление, а гораздо боле широком спектре (к примеру, запрет занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий).
Также за совершение коррупционных преступлений применяется специальная конфискация (ст. 46-1 УК Республики Беларусь).
Лишение свободы предусмотрено в санкции каждой статьи, устанавливающей уголовную ответственность за коррупционное преступление.
Как показывает практика работы правоохранительных органов, предпосылки для коррупционных проявлений создают отсутствие надлежащего учета товарно-материальных ценностей, изъяны в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины, непринятие необходимых мер по сохранности собственности.
Следует отметить, что руководством организаций, предприятий, учреждений в подчиненных структурах должна проводиться постоянная работа по профилактике проявлений коррупции.
Одним из важнейших элементов организации работы, способствующих недопущению коррупционных проявлений, являются надлежащий подбор и расстановка кадров, детальное изучение морально-деловых и личностных качеств работников.
Успех совместной деятельности по противодействию коррупции возможен при условии понимания каждым должностным лицом, гражданином и обществом в целом пагубной роли этого социального зла.
Старший помощник прокурора Лоевского района Ю.А. Городная