ОТ РАЗРУШЕНИЯ К СОЗИДАНИЮ

В этом году Беларусь отметит 80-летие со дня освобождения от фашистского ига. Эта значимая дата заставляет задуматься о ценности мира и спокойствия, независимости и свободы. Давайте вместе совершим экскурс в историю возрождения из пепла деревеньки с необычным названием — Козероги.

Этот небольшой населённый пункт один из самых древних в районе. Сегодня он входит в состав Колпенского сельсовета, в нём проживает 56 жителей. Ныне о событиях Великой Отечественной войны здесь напоминают звездочки на некоторых домах и братское захоронение.

Самой важной задачей для сельчан после изгнания фашистов осенью 1943 года стало восстановление народного хозяйства. Мирные жители, которые прятались в лесах и на болотах в период боёв, вернулись в развалины. От некоторых деревень остались только названия.

Из 185 дворов в Козерогах были сожжены 166, поэтому в первую очередь нужно было построить жильё. Местная жительница Ксения Степановна Гунько вспоминала: «Люди копали землянки, в которых жили с полдесятка человек. Питались в основном картофелем. Его после ухода немцев осталось несколько буртов. Слава Богу, зима 1943-1944 гг. выдалась тёплой и нам удалось выжить». С большим трудом отстраивалось жильё в деревне. «Только после Победы давали лес на строительство. Бесплатно — ветеранам и семьям, у которых на войне погибли отцы. Создавались бригады по заготовке леса для населения. Процесс строительства растянулся на долгие годы», — рассказывала Наталья Ивановна Гунько.

Восстановление промышленности и сельского хозяйства началось сразу после ухода немцев.  Ценою неимоверных усилий жизнь потихоньку налаживалась. В ноябре 1943 года в Козерогах снова начал работать колхоз имени Дзержинского. «Не хватало мужчин, техники, тягловой силы. Бывало, женщины запрягались в плуг и пахали на себе. Многое выполняли вручную», — отмечала Параскева Акимовна Михальченко. «С возвращением фронтовиков — пополнились трудовые резервы. Однако не всем семьям суждено было воссоединиться. Война навсегда забрала из каждого двора по 2-3 человека. Редко у кого всё хорошо сложилось», — вспоминала Ксения Ивановна Колос.

План посевной кампании 1944 года на Лоевщине был выполнен только на 69%. Одна из причин — оставшиеся в земле снаряды, жертвами которых в мирное время стали многие. С весны 1944 года началось разминирование. Такая ситуация мешала активно проводить сельхозработы. К концу этого же года в колхозах района появились овцеводческие (36) и птицеводческие фермы (43). Хлева возводили из лозы и обмазывали глиной, только зимой 1945 стали строить деревянные. По рассказам старожилов, в Козерогах овцеводческая ферма существовала примерно с 1948 по 1955 год. В ней насчитывалось около 300 голов, получаемое на производстве мясо сдавали государству. Однако постепенно поголовье сокращалось, многие животные погибли от так называемого «мотыля».

Вспоминая голод 1947, Татьяна Ивановна Коледа говорила о непростой ситуации: «Из-за засухи 1946 года урожай вышел скудный, но от голода никто не умер, люди жили в постоянном поиске пропитания», а К.С. Гунько припоминала блюдо «гулики» из вареной мерзлой картошки, оставшейся в земле после колхозной уборки.

Несмотря на трудности, люди стремились увеличить благосостояние страны. Так, в 1948-м был получен высокий урожай по основным сельскохозяйственным культурам, в июне 1950 года укрупнен колхоз имени Дзержинского, а в 1954-м к Козерожскому сельсовету присоединена территория ликвидированного Крупейского.

Во второй половине 40-х — начале 50-х деревня жила сложно. У крестьян отсутствовали паспорта, только ко второй половине 1950-х колхозникам начали назначать пенсию и выдавать документы, удостоверяющие личность. В колхозе работали за трудодни и «палочки» в журнале бригадира. Каждый колхозник в год должен был выработать не менее 150 трудодней. Несмотря на это колхозы Лоевщины осваивали новые виды деятельности: высаживали фруктовые сады, а выращенную продукцию сдавали на винодельческий завод в деревню Сутково.

Постепенно жизнь на селе налаживалась. В Козерогах появилась семилетняя школа.

Несмотря на то, что восстановление уничтоженного и разграбленного народного хозяйства было непростым, наши предки верили в лучшее завтра и по кирпичику строили свою страну заново. Они работали не покладая рук, участвовали в трудовых социалистических соревнованиях, старались быть лучшими хлеборобами и животноводами, перевыполняя доведенные планы, пополняя ряды передовиков. Словом, строили свою будущее сами. И это у них получилось!

Олег и Юрий Гунько.

Instagram
Telegram
VK
VK
OK