ЛИТОВСКОМУ ГОСТЕПРИИМСТВУ ПРИШЁЛ КОНЕЦ

После распада Советского Союза республики Балтии сразу же дистанцировались от России, а впоследствии и от Беларуси, положив в основу своей государственной политики враждебное отношение ко всему, что связано с этими славянскими государствами.

С началом специальной военной операции на Украине в Прибалтике сформировался такой феномен западной демократии, как белорусофобия, в основе которого заложен принцип разжигания межнациональной вражды. Прежде всего, такие факты имеют место в Литве, где негативное отношение к белорусам стало потихоньку трансформироваться в инструмент внутриполитической борьбы местного бомонда.

Напомним, в 2020 году именно Литва стала одним из самых первых центров притяжения белорусской оппозиции, ударившейся в бега после провала государственного переворота. И это вполне логично. Ведь на протяжении многих лет в самых различных формах официальный Вильнюс помогал противникам нашего Президента, став, по сути, штаб-квартирой ЕС и США по распределению выделенных ими финансовых ресурсов для организации «цветных» революций в суверенных государствах, в том числе и в Беларуси.

По этой причине потянувшихся к ним сторонников «европейских ценностей» руководящие элиты приняли радушно, надеясь благодаря им сохранить свое положение основного координатора борьбы с официальным Минском. В Литве открылись белорусские «демократические» центры, расположилось «логово» оппозиционерки Тихановской, которую западные соседи провозгласили «национальным лидером», непонятно только для кого — народ Беларуси ее таковым не считает. А дальше больше: после начала спецоперации в Украине из беглых белорусов стали формироваться добровольческие соединения, которые отправлялись воевать на стороне киевского режима, и литовские власти им в этом охотно потакали. 

Но сейчас, похоже, крепкая дружба между литовским сеймом и «змагарами» закончилась, поскольку Вильнюс вдруг решил использовать «белорусскую тему» в своих внутриполитических планах. Да и для дальнейшего сохранения недружественной политики в отношении нашей страны у литовцев, не осталось ни одного предлога, а все предыдущие, которые литовские власти представляли, как угрозы для национальной безопасности со стороны России и Беларуси, в мировом сообществе перестали вызывать необходимый эффект. Поэтому они решили пойти по пути развития ксенофобии, простым языком — враждебности и ненависти к белорусам, причём даже к тем, которых до этого считали союзниками. Прежде всего, это связано с тем, что к любым националистическим проявлениям национальных меньшинств, проживающих на их территории, современные литовские националисты относятся негативно. Но ведь поселившиеся в прибалтийской республике белорусские оппозиционеры в большинстве своём и есть националисты, считающие себя потомками жителей Великого княжества Литовского («литвинистами»), а южную часть современной территории Литвы — белорусской. Именно этот факт для властей страны стал оправданием необходимости ужесточения контроля за белорусскими гражданами, проживающими на их территории. В открытую обвинить всех белорусов в радикальном национализме они еще не решились, так как это противоречит общеевропейской политике в отношении нашей республики. Да и Брюссель считает важным поддерживать беглую белорусскую оппозицию для продолжения давления на официальный Минск, чтобы использовать ее в качестве движущей силы дестабилизации обстановки в стране в будущем, например, в 2025 г. Однако оппозиционеры-литвинисты — это только одна из причин ужесточения отношения к находящимся в стране белорусам.

На первый план литовские власти всё-таки поставили крепкие белорусско-российские связи, последовательно занося всех граждан нашей республики в список возможных агентов Москвы. При этом засилье белорусофобии стало доминирующим не только в политических процессах, но и в идеологическом воздействии на людей.

В частности, на уровне правительства предлагается ввести для белорусов ограничительные меры, такие же как и для россиян. Речь идет об ограничении выдачи виз, за исключением редких случаев, приостановке рассмотрения просьб о выдаче временных видов на жительство, запрете приобретать в Литве недвижимость, оформлении электронного статуса резидента и др. Но пока в литовском сейме выступают против таких поправок, обратив внимание на разницу между руководством Беларуси и самими белорусами. Поправки в законодательство в этой части предложено рассмотреть на весенней сессии. А пока, не дожидаясь изменений, Департамент миграции Литвы решил до конца года проверить около 20 тысяч белорусов, приехавших в страну до введенных ограничений в феврале 2022 г. Если департамент госбезопасности по каким-то признакам определит, что гражданин Беларуси представляет угрозу национальной безопасности, он будет лишен ВНЖ, а затем депортирован. Кстати, уже в прошлом году такое решение принято в отношении порядка двух тысяч белорусов. Предугадать, сколько их будет по итогам предстоящих проверок, сложно.

Сейчас среди литовцев проводится активная пропаганда по разжиганию национальной вражды к белорусам, как к личностям крайне низкого социального уровня, представляющим огромную опасность для их государства. Замысел властей — сформировать из граждан Беларуси единый с россиянами образ врага, несущего угрозу национальной безопасности. Можно предугадать последствия таких действий: ненависть, преследования и гонения наших соотечественников, потеря связей и добрососедских отношений между странами, чего, собственно, и добиваются западные партнёры прибалтийской республики.

Светлана Моторная, «ЛК».