Люди, любящие детективные сериалы, наверняка среди киношных персонажей выделяли эксперта-криминалиста: умника в белом халате, который выезжает с правоохранителями на место преступления, а потом при помощи разных порошков, реактивов и непонятных для зрителей манипуляций находит улики, и всем сразу становится ясно кто преступник. А как на самом деле выглядит работа судебного эксперта? В преддверии одиннадцатой годовщины со дня образования Государственного комитета судебных экспертиз корреспондент районки на несколько часов стал криминалистом и узнал некоторые секреты в работе сотрудников.
Сергей НОВИКОВ
Когда нужен эксперт?
Специалист ГКСЭ нередко выезжает со следственно-оперативной группой на места происшествий. Это касается и свежих, и преступлений прошлых лет. К примеру, если во время земляных работ находят костные останки, выезд специалиста ГКСЭ обязателен.
Экспертно-криминалистический сектор по Лоевскому району Речицкого межрайонного отдела маленький — всего два специалиста, опытный эксперт Сергей Новиков и его молодой коллега Алексей Синило.
График дежурств очень плотный: через день. Во время дежурства нельзя покидать пределы города. Вдруг срочный выезд? Подняться в два часа ночи, зимой в минус 150 С, чтобы выехать на место очередного преступления, — обычное для судебного эксперта дело.
Вообще сложно предугадать, сколько времени займет работа на месте происшествия, все зависит от конкретного случая. Дождь, снег, жара и холод эти факторы делают работу криминалиста не только сложной, но и одной из самых интересных профессий.
В целом работа эксперта чем-то напоминает работу медиков: все должно быть крайне стерильно. Поэтому после осмотра в обязательном порядке все инструменты обрабатываются мощным обеззараживающим веществом.
Всем необходимым для работы сотрудников обеспечивает Государственный комитет судебных экспертиз: начиная от современной материально-технической базы и заканчивая курсами повышения квалификации.
Алексей СИНИЛО
Что же находится в секретном чемоданчике?
Видели в фильмах, как криминалист выезжает на место преступления со специальным чемоданчиком? У наших судебных экспертов такие тоже есть. С надписью: «Судовая экспертыза». Весят они от 13 до 15 килограммов.
В неотъемлемом спутнике столько разных приспособлений и инструментов для обнаружения и изъятия следов, что можно описывать часами.
Несколько линеек разной жесткости, в том числе магнитные. Компас. При составлении схемы преступления нужно строго привязаться к местности. Набор для изъятия биологических следов: шприцы, пипетки.
Еще в чемоданчике: комплекты для изъятия следов орудия взлома и объемных следов, набор дактилоскопических порошков. А еще пол-литровая стеклянная банка с крышкой. Эксперты объясняют: она служит для изъятия образцов с мест пожаров, где причинен большой ущерб либо погибли люди.
Вообще, в снаряжении сотрудников много необычных вещей. К примеру, бутылка с простой водой. Это на тот случай, если где-нибудь в поле или в лесу нужно сделать гипсовый слепок, а водоема рядом нет. Или лак для волос. Ну да, тот самый, что используется для фиксации прически. Оказывается, им обрабатывают следы в песке, прежде чем снять слепок. Лак прочно цементирует песчинки и не дает им осыпаться.
Следов, изымаемых во время осмотров мест происшествия, огромное количество, поэтому в комплекте каждого криминалиста есть все необходимое для поиска, обнаружения и изъятия улик.
Куда следы отправляются дальше?
А все на самом деле очень просто. После изъятия, вещественные доказательства отправляются в ГКСЭ для проведения экспертиз. Их видов много: дактилоскопическая, почерковедческая, портретная, трасологическая и другие.
Наиболее востребованы исследования идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств. Иногда случается, что кузов или рама автомобиля, мотоцикла, прицепа повреждены, изношены и не удается прочитать идентификационный номер. Это не позволяет поставить транспортное средство на учет в ГАИ, или наоборот, снять, например, для продажи, а также для выезда за границу.
Кроме транспорта, экспертно-криминалистическая служба проводит экспертизы документов, денежных средств, ценных бумаг, устанавливает исполнителей подписей и рукописных текстов в различных документах (завещания, расписки, договоры купли-продажи, дарения).
Неотвратимость наказания за нарушение закона невозможна без прочной доказательной базы, одним из важнейших составляющих которой является заключение эксперта. Благодаря современным технологиям и неустанной работе специалистов экспертно-криминалистической службы ежегодно раскрываются сотни совершенных преступлений, проводятся тысячи экспертиз.
Важно понимать, что при проведении экспертизы у сотрудника нет права на ошибку, поскольку от правильности вывода, объективности и беспристрастности исследования зависит судьба человека.
Желаем экспертам-криминалистам сектора по Лоевскому району крепкого здоровья, успехов на службе и в жизни!
Геннадий Маджара, «ЛК».