Психолог в детском доме. Если не главное, то точно стратегически важное звено в «организме» учреждения, где воспитываются и взрослеют дети, для которых понятие мама и папа чуждое. Разобрать детские травмы, вернуть веру в людей, помочь найти себя, а порой и спасти жизнь… Психолог в детском доме нередко даже важнее службы «скорой помощи».
Лечить душевные раны – процесс длительный, тонкий и всегда непростой. Лидия Михайловна Баранчук работает в Дивинском детском доме психологом 25 лет. За это время специалист успела выпустить из этих стен во взрослую жизнь ни один десяток детей, а в жизни некоторых принимала самое непосредственное участие, частично заменяя ребенку родителя. И каждый ребёнок здесь – это всегда сложная история, глубокая трагедия и израненная детская душа.
Психолог рассказывает Центру помощи «Вера» о сложных случаях из своей практики и объясняет, почему верит в силу патронатного воспитателя и почему не стоит бояться таковым стать для чужого ребёнка.
– Лидия Михайловна, с какими проблемами чаще всего приходится иметь дело психологу в детском доме?
– С самыми разными. Это и суицидальные попытки, и разрушительные модели поведения, и полная утрата доверия к миру. С такими сложными чувствами, как ненависть, обида, разочарование, потеря смысла жизни. Ещё одна «красная нить» работы психолога в детском доме – профессиональная ориентация детей. Найти ответ на вопрос «кем быть?» для такого ребенка сложно, как и найти мотивацию к учёбе, к работе, к нормальной жизни в целом. В наш детский дом попадают дети сложные, с уже большим багажом разного социального опыта, часто негативного.
Дети, как правило, уже прошли этап изъятия из семьи, успели пожить в приюте, а некоторые имели опыт жизни в замещающей семье или детских домах семейного типа и пережили повторный отказ от них, теперь уже в лице неродного родителя. Самая первая и большая проблема любого ребенка в детском доме – это его реабилитация после всего пережитого и возвращение из какой-то жестокой реальности в детство.
– С чем из этого списка работать сложнее всего?
– Проблема, которая есть абсолютно в каждом ребенке – это разочарование и утрата доверия к взрослым. Со мной что-то не так, если от меня отказываются. Я плохой. Взрослые причиняют мне боль. Это закоренелые установки, с которыми мы работаем. И здесь необходимо переубедить, что взрослый – не враг, взрослый – может помочь.
Был опыт работы с детьми, у которых уже выработаны нездоровые разрушающие модели поведения. Если мне не идут на уступки, не выполняют мои требования – я что-то с собой сделаю. Таким путём ребенок пытается добиться каких-то льгот или преимуществ, обратить на себя внимание. И перед всем коллективом детского дома стоит сложная задача – его переубедить, показать, что есть другие модели поведения. Угрожать, вредить себе физически – это не есть правильно. Твоё здоровье – это высшая ценность.
У некоторых до попадания в детский дом был уже негативный социальный опыт: употребления спиртного или наркотических веществ, опыт сексуальных отношений. Наша первая задача – вернуть рано повзрослевших детей в детство. И здесь один только психолог – бессилен. Это работа целой команды – воспитателей, социального педагога, директора и меня, как психолога. И здесь нет одной формулы, готового решения, как этого добиться. Это большая, ежедневная и кропотливая работа.
– Какое отношение чаще всего остаётся к биологическим родителям у детей, которые уже оказались в детском доме и прошли все эти недетские испытания?
– Разговоры с детьми о биологических родителях мы никогда не ведем в отрицательном ключе. Это мама, она дала тебе жизнь, уже за это нужно её уважать. Есть дети, которые смогли справиться, принять и простить предательство родителя. А есть те, кому это принятие даётся сложно.
Если в возрасте до 15 лет ребенок смог принять и простить родителей, снять с себя этот тяжёлый социальный груз, дальше они, как правило, могут успешно развиваться, учиться, влюбляться, получать профессию, строить свою жизнь. Дети, для которых ненависть стала всепоглощающей, застревают в своём развитии. Это чувство не даёт им выстраивать дальнейшие отношения с окружающим миром.
Например, у мальчиков могут возникать проблемы с противоположным полом, они могут неосознанно вымещать свою детскую обиду на девушках, с которыми строят отношения. Или в принципе на женщинах, которые так или иначе участвуют в их жизни. Это является серьезным препятствием в дальнейшем к созданию здоровой семьи, рождению детей. И важно для нас научить детей прощать родителям их слабость, дать понимание, что жизнь мамы или папы – это не твой выбор. А твоя жизнь может быть другой. И, конечно, мы всегда стремимся помочь ребенку не потерять любовь к людям в целом даже в самых тяжелых ситуациях.
– Знаем, что в детском доме большая работа уделяется профессиональной ориентации детей. Для вас важно, чтобы ребенок, покинув детский дом, смог найти себя в профессии и устроить свою жизнь. Расскажите об этом.
– Если у семейного ребенка есть пример родителей, некая модель, как должно быть: сначала ты учишься в школе, развиваешься в творчестве и логически подходишь к выбору профессии, исходя из своих талантов, предпочтений, возможностей. Учишься, трудоустраиваешься. То у детей, живших в другой часто аморальной среде, такого примера нет. Есть только негативный сценарий, условно, «украл, выпил, в тюрьму». Соответственно мотивация к учёбе слабая, часто нет представлений о том, кем я могу быть в этой жизни. Поэтому мы серьезно работаем над тем, чтобы мотивировать и ориентировать детей на получение профессии. И тут однозначно есть, чем поделиться.
Хорошо работает наш опыт, когда мы насыщаем общение детей с представителями разных профессий. Часто у нас бывают гости, волонтеры, мы проводим различные тренинги, диагностики, практикуем дни открытых дверей. Приглашаем людей, уже состоявшихся в той или иной сфере, которые рассказывают о себе, о многообразии возможностей, о творчестве, чему-то их обучают на своём примере. Много возим детей по различным учебным заведениям, предприятиям, местам, где они могут увидеть, потрогать, ощутить и обзавестись социально-полезными связями.
Например, в нынешнем году мы успешно реализовали проект профессиональных мастер-классов. За год в стенах нашего дома побывали представители 20 профессий. Они не только рассказывали, но и с детьми делали то, что в будущем может представлять «дело жизни». Например, парикмахеры, стригли детей и рассказывали о нюансах парикмахерского искусства. Специалисты по производству мебели предложили мальчишкам своими руками собрать тумбочку. Мальчики на деле могли понять, что такое производство мебели: нравится мне это или нужно двигаться в другом направлении. В процессе таких встреч дети часто заводят общение, продолжают его уже по выходу из стен детского дома и нередко обретают себе наставника.
– Ваш детский дом может «похвастаться» наличием патронатного воспитателя практически у каждого ребенка. Расскажите, почему это важно и как вы ищите таких значимых взрослых для своих воспитанников?
– Вы знаете, я вообще верю в силу патронатного воспитателя, в силу замещающего родителя, потому что я сама имею большой опыт в этом деле. За свою профессиональную карьеру я являлась патронатным воспитателем для 7 мальчишек. Это были не самые простые дети, наоборот. Со сложными судьбами, с тяжелыми характерами, с багажом негативного жизненного опыта. Но я, как психолог, понимала, как важно такому ребенку дать возможность побыть в семье, как это сильно может повлиять на его жизнь. И все они выросли нормальными мужчинами, которые теперь благодарны и горды, что сегодня помогаю уже не я им, а они мне.
Во-первых, в патронатной семье, куда ребенок попадает на каникулы или выходные, он видит правильные модели поведения, здоровые отношения между мамой и папой, как общаются другие дети, как строится быт. А это уже большой вклад в его будущее.
Во-вторых, у ребенка формируется понимание: если меня зовут, приглашают в семью, значит, я не плохой. Я могу быть хорошим. И дети начинают к этому стремиться, стараются быть нужными в той семье, которая их принимает, у них повышается ценность себя, появляется ответственность. За время патроната ребенок, так или иначе, привязывается к семье, пусть и не живет в ней постоянно. Он понимает, что не одинок, ему есть куда прийти, кого попросить о помощи. И чаще всего этот некогда ребенок остается частью семьи навсегда, потому что отношения никуда не исчезают.
– Как подобрать ребенку патронатного воспитателя? Где его отыскать?
– В первую очередь мы смотрит в направлении родственников, которые остались у ребенка. Возможно, есть тёти и дяди, крестные родители, старшие сестры или братья, которые могли бы и хотели бы частично разделить с государством функцию воспитания. Часто патронатными воспитателями для ребенка становятся именно близкие или дальние родственники.
Мы также приглашаем людей, привлекаем желающих подарить этим детям чуточку своего тепла, не бояться, и делать шаг навстречу таким ребятам, смело подставлять им плечо и это обязательно во сто крат вам вернётся.
Часто люди хотят, но бояться. А вдруг у меня не получится? А если я пожалею? В этом случае я всегда говорю: попробуйте, ведь вы ничего не потеряете. Это как в поговорке: лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал. Возможно, именно ваша семья станет тем спасательным кругом для ребенка, тем светом в конце тоннеля, которая выведет его на правильный путь. Я могу дать только один совет: берите детей и любите их и точно всё получится.
– А какой ваш секрет? Как вам удалось справиться с таким количеством сложных ребят?
– Я не хочу сказать, что это легко. Нет. Сложно было всегда, особенно когда они взрослели, учились, но результат стоил тех усилий, нервов и бессонных ночей.
Я могу сказать, что даже для самого сложного ребенка нужно только одно, чтобы его любили. Просто брать и любить. Всё. Больше никаких секретов нет.
– Лидия Михайловна, благодарим за беседу!
Центр помощи «Вера» на постоянной основе оказывает помощь и поддержку детским социальным учреждениям и реализует программу «Помощь детям-сиротам». Поддержать это направление можно посильным пожертвованием на благотворительные реквизиты Центра.