РУБРИКА «ВОПРОС-ОТВЕТ», «ТАМОЖНЯ»:
Анастасия Безя главный инспектор отдела анализа и контроля таможенных процедур Гомельской таможни
Вопрос: Мною было временно ввезено транспортное средство для личного пользования на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Со временем я получил вид на жительство в Республике Беларусь и свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь, в котором говорится о моих правах наравне с иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно проживающими в Республике Беларусь.
Могу ли я на основании данного свидетельства признаваться иностранным гражданином для таможенных целей, чтобы не вносить обеспечение на временно ввезенное транспортное средство?
Ответ: В связи с тем, что у Вас имеется вид на жительство в Республике Беларусь, на основании которого для таможенных целей Вы признаетесь лицом, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь (физическим лицом государства-члена Евразийского экономического союза), то, получив свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь, Вы не освобождаетесь от внесения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов на временно ввезенное транспортное средство для личного пользования.
Марина Белоусова старший инспектор отдела таможенных платежей Гомельской таможни
Вопрос: Планирую приобрести легковой автомобиль для личного пользования в Российской Федерации. Какие таможенные платежи и сборы необходимо уплатить для регистрации автомобиля на территории Республики Беларусь?
Ответ: Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) Российская Федерация является членом Евразийского экономического союза. В соответствии со статьей 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) от 29 мая 2014 года в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования.
Таким образом, таможенные пошлины и налоги, а также таможенный сбор за совершение таможенных операций не подлежат уплате при ввозе в Республику Беларусь транспортного средства для личного пользования, приобретенного в Российской Федерации.
Однако в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 301 Налогового кодекса Республики Беларусь транспортное средство, ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством, признается объектом обложения утилизационным сбором. Перечень видов и категорий транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437 «Об утилизации транспортных средств».
Также в соответствии с изменениями согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 432 от 18.06.2024 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 и от 30 декабря 2022 г. № 951» в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезенных) с территории государств — членов Евразийского экономического союза, с даты выпуска таможенным органом которых в иных государствах — членах Евразийского экономического союза до момента представления в Республике Беларусь документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, прошло менее одного года предоставляется заключение о независимой оценке транспортного средства, а также ставка утилизационного сбора увеличивается на разницу сумм таможенных пошлин, налогов, исчисленных:
1) как если бы в отношении таких транспортных средств в Республике Беларусь производился выпуск товаров для личного пользования в свободное обращение с использованием заключения о независимой оценке без применения возмещения уплаты таможенных пошлин, налогов и фактически уплаченных при таможенном декларировании в иных государствах — членах Евразийского экономического союза в случае, если транспортное средство указано в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. № 74 «Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования»;
2) как если бы такие транспортные средства помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов с использованием заключения о независимой оценке и фактически уплаченных при таможенном декларировании в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, в случае, если транспортное средство не указано в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. № 74 и при его выпуске таможенным органом не применялась специфическая ставка ввозной таможенной пошлины.
Увеличенная ставка утилизационного сбора применяется в случае, если таможенная стоимость транспортных средств, заявленная в декларации на товары при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, либо стоимость транспортных средств, заявленная в пассажирской таможенной декларации при их выпуске в свободное обращение, меньше стоимости транспортных средств, указанной в заключении о независимой оценке.