Каждый прожитый мирный день все дальше отдаляет нас от последних залпов Великой Отечественной войны. За это время выросло не одно поколение людей, которых не коснулось военное лихолетье, но в семейной истории каждого современного белоруса найдётся, что вспомнить и рассказать об участниках тех страшных событиях. Продолжаем знакомить читателей с проектом юных корреспондентов «ЛК» «Война в семейном архиве».
Валерия Булавко, д. Карповка:
— 22 июня — День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа. Война коснулась и моей семьи, поэтому для нас эта дата особенная. Каждый раз, когда рассматриваю фотографии своей прабабушки Евгении Афанасьевны Гвоздь, то думаю: «Как тебе удалось выжить? Я никогда не слышала грохота снарядов, не видела смерти, не чувствовала боли из-за потери родных и близких, поэтому даже представить не могу, через что тебе пришлось пройти…» В один из ужасных дней оккупации фашисты угнали прабабушку на принудительные работы в Германию, ей было только 13 лет. По пути на чужбину узников мучила неопределённость, ведь они не знали, что их ждёт впереди — лагерь смерти или труд до изнеможения на каком-нибудь немецком заводе… Их везли по железке всё дальше и дальше от дома. На перевалочном пункте распредели кого куда. Моя прабабушка попала в поместье сельского бауэра. Жить ей пришлось в хлеву, кормили отбросами и заставляли работать от рассвета да заката. Она переболела тифом, но выжила и вернулась домой. Забыть пережитые ужасы фашистской неволи ей так и не удалось. Сейчас она уже не с нами, но я горжусь тем, как стойко прабабушка пережила тяготы и лишения этой страшной войны. В память о ней у нас остались ее медали, которые служат реликвией для нашей семьи. И как бы не переписывали историю заново, никто не сможет забрать из моего сердца гордость за стойкость и мужество белорусского народа в годы борьбы с фашизмом.
Евгения Афанасьевна Гвоздь
Наталья Кацубо, аг. Уборок:
— Мой дедушка, Михаил Петрович Петров, родился в 1926 году далеко от белорусских мест, в Чувашии. Он был старшим из 9 детей. Мечтал стать учителем, но все планы в одночасье перечеркнула война. Как только ему исполнилось 17 лет, сразу отправился на призывной пункт в военкомат. Он рвался на фронт, чтобы успеть внести свою лепту в Великую Победу. В городе Барыш дедушка прошел обучение в 27-м автоучебном полку, получил водительское удостоверение и мечтал поскорее попасть на фронт, чтобы доставлять боеприпасы на поля сражений. Но болезнь Боткина предательским образом приковала его к больничной койке. Только в июне 1944 года он был зачислен автоматчиком в 128-й стрелковый полк 110-й воздушно-десантной стрелковой дивизии. Боевое крещение состоялось под Оршей. Потом его полк прошел с боями через Беларусь, Белосток, затем была территория Польши и, наконец, логово фашистов — Восточная Пруссия. Он был отважным солдатом, сражался с врагом не на жизнь, а на смерть, хотя желания убивать никогда не было, но приказы командования не обсуждаются, да еще и на войне. 21 апреля 1945 года дед получил ранение в битве за город Хайлигенбаль, потом долго лечился в Инстенбурге, где и встретил долгожданную Победу, ради которой прошел тысячи километров, пядь за пядью освобождая Родину от фашистской нечисти. Мою бабушку он встретил в Калининграде и вслед за ней переехал в Бывальки. Так он оказался на Лоевщине, где прожил всю оставшуюся жизнь. К ордену Отечественной войны, медалям «За отвагу» и «Победу над Германией», многочисленным юбилейным медалям Михаил Петрович Петров добавил и трудовые награды — «Ветеран труда», «Отличник потребкооперации СССР». И пусть его уже нет с нами, в семейной истории он — человек-легенда, вынесший столько испытаний ради мирного неба над головой потомков!
Михаил Петрович Петров
Юлиана Худолей, юнкор «ЛК