В уютном домике по улице Советской, 94 в д. Карповка, что на левом берегу Днепра, живёт простая сельчанка Варвара Фёдоровна Карнаушенко. Вглядываясь в её добрые, не погодам ясные и лучистые глаза, невозможно представить, как эта женщина смогла пережить ужасы военного лихолетья и остаться такой искренней и доброжелательной. В старом комоде она до сих пор хранит удостоверение малолетнего узника фашистской Германии — молчаливого свидетельства украденного детства.
Варвара Фёдоровна Карнаушенко
Ей не было и годика, когда началась война. С первых дней отца забрали на фронт и мама, Ефросиния Моисеевна Подвойская, осталась одна с шестью маленькими детьми. Вот, что Варвара Фёдоровна рассказывает о том, страшном времени:
— Однажды рядом с нашим посёлком Некрасов Гомельского района оккупанты сбили советский самолёт. Сельчане, в том числе и мой родной дядя, спасли раненого лётчика Павла Ковалёва, родом из Ленинграда. Не знаю почему, но принесли раненого именно в наш дом и мама стала ухаживать за ним. Несмотря на все меры предосторожности немцы об этом узнали. В один из дней они явились за нами. Мы сразу подумали, что всех расстреляют. Однако нам была уготована другая участь. Бабушку, маму, меня, моих братьев и сестёр погрузили в товарные вагоны и повезли в Германию.
Как сейчас Варвара Фёдоровна помнит дым, грохот, гул, липкую от крови землю и выражение лица одного из братиков, истерически кричащего по ночам. Каждый раз, когда шли бомбёжки, у него начинались панические приступы и сильное кровотечение из носа. Поселили семью в каком-то бараке, по всей видимости это был фашистский трудовой лагерь. Маму каждый день угоняли на работу, а дети были предоставлены сами себе. Женщина, уходя на целый день, не знала, увидит ли своих деток снова: так как местность находилась под постоянным обстрелом.
В Германии не стало бабушки, старшего брата, да и сама девочка была очень слабой, ведь, по рассказам матери, немцы брали у детей кровь для своих солдат. Освободили их в 1945 году войска союзников. Возращение на Родину осталось в её памяти навсегда. Поезд, мост, чужая река с красивым названием Эльба и вражеский обстрел с неба… Почти все вагоны затонули в реке, упав с моста. Им же удалось выжить. Когда вернулись домой, вскоре умер брат, страдавший мучительными приступами, обескровленный детский организм просто не вынес тягот и лишений немецкого плена. За жизнь маленькой Вари тоже пришлось бороться. Её вылечил и поставил на ноги доктор Шилов из соседнего села Василево.
Постепенно быт сельчан стал налаживаться, страна медленно, но уверенно восстанавливалась из руин и пепла. Люди верили в светлое будущее, а потому прилаживали все усилия, чтобы оно скорее наступило. Варвара закончила семь классов, мечтала о профессии швеи, но не сложилось. У её матери на это просто не хватило средств и сил. Окрепшая и подросшая она помогала на домашнем подворье, пасла людское стадо овец. Когда один из братьев женился на девушке из Карповки, Варя с матерью отправились к ним в гости на Пречистую. Здесь она познакомилась с местным парнем, Александром Карнаушенко, и в последствии стала его женой.
Всю свою жизнь женщина усердно трудилась: в полеводческой бригаде, на сепараторном пункте, продавцом в сельском магазине, поваром в карповской школе. В один из дней ей предложили перейти работать на пищеблок детского сада. Его стены она покинула только тогда, когда ушла на заслуженный отдых, в качестве заведующей. Имея образование в 7 классов, Варвара Фёдоровна прошла обучающие курсы в Гомеле, благодаря которым смогла возглавить сельское дошкольное учреждение образования.
Годы работы в детском саду она считает самыми лучшими в жизни, что совсем не удивительно. Ведь детская непосредственность, искренние улыбки перекрывали пугающие по ночам страшные воспоминания прошлого. Их любовь и привязанность к доброй и сердечной заведующей, были своего рода заживляющим бальзамом на не рубцующиеся душевные раны моей собеседницы.
Несмотря на солидный возраст Варвара Фёдоровна не поддаётся коварным болезням, которых у неё великое множество, старается, чтобы везде были чистота, порядок и уют. По-другому и быть не может, ведь она вырастила 3 сыновей, стала бабушкой и прабабушкой 5-х внуков и 6-х правнуков. И пускай силы с годами поубавились, ей есть кому помочь по дому и на приусадебном участке. Каждые выходные двери родительского очага открываются навстречу сыну и его супруге, которым до матери из Гомеля рукой подать.
И только по вечерам, присев тихонько у окошка, на В.Ф. Карнаушенко порой находит внезапная грусть. В такие моменты женщина мечтает об одном: чтобы родные были здоровы, а в их семьях царили мир, любовь, достаток и гармония.