Работникам бюджетной организации периодически оказывается материальная помощь на разные цели — в связи с длительной болезнью; юбилейной датой рождения работника; матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; праздничными днями 8 Марта, 23 февраля и др., непредвиденными материальными затруднениями в других случаях. На эти цели Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» предусмотрен объем средств 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. Являются ли объектом для начисления взносов в бюджет фонда суммы вышеуказанной материальной помощи?
— Не являются. Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Пунктом 7 Перечня предусмотрен, в частности, такой вид выплаты, как материальная помощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами. К законодательным актам относятся Конституция и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Согласно п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 N 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ) с 1 января 2020 г. работникам бюджетных организаций ежегодно оказывается материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями с направлением на эти цели средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. Размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.
Учитывая тот факт, что Указ является законодательным актом, которым закреплена обязанность работодателя производить выплату материальной помощи, названная материальная помощь не является объектом для начисления взносов в бюджет фонда.
Исходя из вышеизложенного, выплаченные суммы материальной помощи в соответствии с Указом, независимо от целей их выплаты не являются объектом для начисления взносов.
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 13 Указа его нормы не распространяются на государственных служащих и военнослужащих, сотрудников (работников) военизированных организаций, имеющих специальные звания.
Бухгалтером бюджетной организации в ноябре месяце установлено, что на протяжении 2020-2021 гг. ошибочно начислялись обязательные страховые взносы в бюджет фонда на суммы, выплаченной работникам материальной помощи по Указу №27 в пределах 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. Каким образом устранить данные нарушения?
— При выявлении случаев неправомерного начисления взносов в бюджет фонда на материальную помощь, выплачиваемую в рамках Указа № 27, необходимо произвести перерасчет взносов в бюджет фонда, а также письменно информировать о суммах излишне начисленных взносов территориальные органы Фонда по месту регистрации, результаты перерасчета отразить в ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» за 4 квартал 2021 года, а также предоставить соответствующие документы персонифицированного учёта.