Ранним утром 22 июня 1941 года фашисты одновременно начали штурм Брестской крепости и городского железнодорожного вокзала. И если о защитниках цитадели знают все, то о подвиге тех, кто оборонял станцию, — немногие. Вспоминаем долгие девять дней, рассказываем истории о тех мужественных людях.
Вокзал мужества
В Бресте 85-летний Савва Тихонович Шпудейко — человек-легенда. На вокзале работал с 1969 года. Главным делом его жизни стало создание Музея станции Брест-Центральный и восстановление ее истории. Пришлось много работать в архивах Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, чтобы собрать информацию.
Встречаемся с Саввой Тихоновичем на перроне. Заметно, что ему не терпится начать рассказ. Сразу понятно: перед тобой человек, увлеченный своим делом. Еще в прошлом году он проводил экскурсии по музею. Сейчас, признается, здоровье уже не то.
— Железнодорожный вокзал — одна из главных достопримечательностей Бреста. Его изображение встречается на открытках и фото, посвященных городу. Станцию Брест-Центральный начали строить по Указу императора Александра II в 1883-м. Спустя три года — 28 мая 1886-го — состоялась торжественная церемония открытия, — начинает издалека Савва Тихонович, пока мы шагаем в сторону старинного здания. — Это не просто вокзал, а уникальный замок, который стал свидетелем страшнейших военных событий.
22 июня 1941 года в 4 часа утра на вокзале все шло своим чередом: пассажиры ожидали отправления и прибытия поездов, сотрудники станции работали. В тот день там находилось несколько групп командированных военнослужащих.
— Вдруг на западной стороне города показались яркие вспышки. Народ выбежал на привокзальную площадь и увидел, как пылает небо над крепостью, гремят взрывы. К пяти утра на вокзале появились немцы с автоматами и начали стрелять по всем, кто встречался на пути. Примерно в это же время с юго-западной стороны станции уже подтягивались немецкие мотоциклисты и бронемашины с пехотой, — рассказывает Савва Шпудейко. — Оказать сопротивление фашистам попытались милиционеры под командованием старшего лейтенанта Андрея Воробьева, а также солдаты и железнодорожники. Но силы были неравны.
Солдаты подземелья
К 10 утра враг захватил здание вокзала, за исключением подвала, где спряталась часть пассажиров. В тот момент они и представить не могли, что война продлится так долго и унесет миллионы жизней.
— Дежурившие в эту ночь диспетчеры решили: фашистам не должен достаться ни один график движения поездов. Они сожгли все документы. Фашисты схватили диспетчера Шихова, долго его мордовали, допытывались, зачем он так сделал, — говорит собеседник. — Он чудом уцелел. Взял в руки оружие и примкнул к оборонцам станции. Начальника вокзала Льва Елина, прикрывающего отступающих в подвалы людей, гитлеровцы расстреляли на месте.
На штурм здания бросили целый батальон вермахта. Когда защитники поняли, что отбить вокзал не получится, ушли в подвалы и находились там девять дней. Чего только не предпринимали фашисты, чтобы выкурить их оттуда: бросали гранаты, через рупор объявляли, что Москва и Ленинград уже захвачены, Красная армия прекратила сопротивление и сдалась. Действия врага оказались безрезультатными.
Положение осажденных было тяжелым, но они отвечали врагу огнем, не позволяя гитлеровцам наладить работу на станции. Тогда защитники вокзала еще не знали, что к семи утра город уже был под контролем фашистов. Брестская крепость окружена. Ее героическую оборону солдаты держали более месяца.
— На второй день осады вокзала фашисты пустили в подвалы газ, подожгли паклю, обмоченную в горючем, но защитники не сдавались. На третьи и четвертые сутки они подтянули к окнам шланги и пустили воду. Людей спасали перегородки подвалов: пока затапливало один отсек, они перебирались в другой, — подключается к разговору Дмитрий Бородаченков, который вместе с участниками «Диггеры Бреста» не единожды исследовал подземелье станции. — Три человека из группы Воробьева 25 июня сумели незаметно выйти из окружения. Как стемнело, укрытие покинули еще шесть милиционеров вместе с самим Воробьевым. На следующий же день фашисты подогнали к зданию паровоз с мощным насосом и за двое суток полностью затопили оставшиеся отсеки.
Людям нечего было есть. Из продуктов осталась только слипшаяся в сладкий ком карамель и печенье, которые они захватили из буфета. От воды перестали работать фонарики, запасных элементов питания не было, а оружие приходилось держать над головой, чтобы не отсырел порох.
Могли, но не ушли
По словам Дмитрия Бородаченкова, последние защитники вокзала — Мартыненко и Шихов — вышли из подземелья лишь 29 июня, находясь уже по горло в воде. Мужчины, взяв в руки куски кирпича, решили сделать вид, что они — рабочие, и таким образом затеряться среди тех, кто был на станции. Их выдала сильно сморщенная от долгого пребывания в воде кожа. Фашисты под дулом автоматов вывели Мартыненко и Шихова на перрон, где уже стояли ранее вышедшие из подвала люди. Всего 27 пленных, в том числе две женщины.
До наших дней никто из защитников вокзала не дожил. Воробьева, которому удалось выбраться из подземелья, предал сосед, доложивший в гестапо о его возвращении. Спустя несколько минут милиционер был схвачен. После пыток и допроса — расстрелян на берегу Мухавца. Секретарь партийной организации станции Брест-Центральный Петр Жуликов после выхода из подземелья организовал подполье и успешно действовал против фашистов. Например, засыпал в поезда вместо масла песок, и те быстро выходили из строя.
— Жуликов организовал серьезную диверсию на вокзале, во время которой был убит немецкий генерал. Когда об этом доложили Гитлеру, тот ответил: единственное спасение этого здания в том, что оно нам нужно. Действительно, станция была необходима для перевалки солдат, — уточняет Савва Тихонович. — Петра Жуликова, как и Воробьева, предали свои же люди. Фашисты очень жестоко расправлялись с милиционерами и солдатами.
Пока мы листаем старые альбомы с фотографиями, он рассуждает:
— Защитники ведь знали все входы и выходы из подземелья. Могли запросто покинуть его, спастись, но они были настоящими патриотами, твердо стояли до самого конца. Они герои!
Никто не берется точно утверждать, остались ли люди в подвалах после 29 июня 1941-го. Во время реконструкции в начале 1950-х годов в одной из стен были обнаружены останки четырех человек. Во время ремонтных работ в 2011-м в подземелье найдено оружие: ржавый немецкий пистолет вальтер и почти рассыпавшийся от старости советский револьвер наган, которые сейчас хранятся в музее вокзала.
По инициативе Саввы Шпудейко в память об отважных защитниках на Брестском вокзале установлены мемориальные доски. Проезжая мимо, обязательно найдите время почтить память героев минутой молчания.
Героическую оборону Брестского вокзала держали около 70 человек, среди которых железнодорожники, военные и милиционеры.
28 мая 2022 года Брестскому железнодорожному вокзалу исполнилось 136 лет.
Марина ВАЛАХ, газета «7 Дней».